Использование игр с элементами театрализации в речевом развитии младших дошкольников

Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития мышления и речи детей, обогащения словаря,  развития  воображения и  творческих способностей.

О процессе развития речи,  освоения содержательной, образной и эмоциональной стороны языка психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».

       Выразительность  речи развивается в течение всего дошкольного возраста:  от непроизвольной эмоциональной у малышей,  к интонационной речевой у детей подготовительной к школе группы. Педагогу необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем,  не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствующих посторонних слушателей, зрителей. Именно поэтому,  за основу в совей работе по развитию речи воспитанников своей группы  я взяла  организацию игровой  деятельности  с элементами театрализации.  Любой  вид театрализованной игры, будь то игра- драматизация, инсценировка, либо игра с использованием кукольного театра,    они всегда радуют детей и пользуются у них большим успехом. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром  во всем его многообразии через образы, эмоции  и  речь.

         Детям младшего дошкольного возраста, из моих наблюдений, больше всего интерес театр кукол. Организуя игры с использованием театра кукол, мне  удаётся эффективно решать задачи, направленные на повышение уровня речевого развития, а именно  пополнение словаря, формирование правильного произношения и элементов звуковой стороны речи (темпа, интонации, силы голоса).   Привлекая к драматизации  отрывков знакомых сказок, развиваю у детей эмоциональную отзывчивость  на литературные произведения, а также умение  вступать в ролевой диалог. Кроме того, играя в игры- инсценировки и драматизации с куклами и игрушками,   у детей развиваются  творческие способности, интерес к сочинительству.     

         Привлечение  детей к театрализованной деятельности начала с  элементарного, доступного детям: проговаривания, заучивания потешек, считалок. Выбранное четверостишие читаю детям с различной интонацией: удивленно, радостно, грустно.  Детям нравятся упражнения, развивающие мимику и пантомимику. Например, зайчика угостили сладкой морковкой (радость), из -за куста появился волк (страх), как прыгает лягушка, ходит косолапый медведь и т. д. Рассказывание по ролям стишков, например, «Котята» С. Я. Маршака. Эти приемы помогают ребенку передавать характер персонажей.  Часто играю с детьми в пальчиковые игры: «Апельсин», «Как живешь?», «Мама - мама» и др. Дети улавливают связь между словами и движениями. Пальчиковые игры – прекрасный стимул для речевого развития детей и творческих способностей, воображения и фантазии.

          В нашей  группе, которая так и называется  «Сказка»  созданы все условия для проявления детьми интереса к театрализованным играм, развития инициативы и самостоятельности в игровой деятельности с элементами драматизации и проигрывания   совместно придуманных мини сказок.

         Созданы разные виды театров: настольный, кукольный, пальчиковый и другие. Пополняя  игровую  среду для детей театрализованными играми,  стараемся оформлять их необычно, например,  в домике  или даже на пеньке. Необычное оформление привлекает детей и делает их сказочные игры разнообразными. Предлагаю Вашему вниманию небольшую фото экскурсию по нашим играм.   

-Театр разместили не пеньке, расскажи -ка сказку мне!

-Маша и медведь в гости  к нам пришли,  свою историю весёлую детям принесли.

-Свинка Пеппа всех умней, посмотри её скорей,

И весёлых поросят показать вам каждый рад.

 

-Мини- маски хороши, мы играем от души!

 

-Любим  пони и принцесс, они для сказок и чудес. 

 

   Таким образом, знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей такими играми  не сложно. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С их помощью можно решать практически все задачи  развития речи,  и наряду с основными методами и приемами  использовать возможности театрализованной деятельности.

  Список использованной литературы:

1.     Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999.

2.     Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С.66-70.

3.     Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1996.

4.    Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 1991г.

5.     Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф.Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160с.

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве