Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития мышления и речи детей, обогащения словаря, развития воображения и творческих способностей.
О процессе развития речи, освоения содержательной, образной и эмоциональной стороны языка психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей подготовительной к школе группы. Педагогу необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствующих посторонних слушателей, зрителей. Именно поэтому, за основу в совей работе по развитию речи воспитанников своей группы я взяла организацию игровой деятельности с элементами театрализации. Любой вид театрализованной игры, будь то игра- драматизация, инсценировка, либо игра с использованием кукольного театра, они всегда радуют детей и пользуются у них большим успехом. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, эмоции и речь.
Детям младшего дошкольного возраста, из моих наблюдений, больше всего интерес театр кукол. Организуя игры с использованием театра кукол, мне удаётся эффективно решать задачи, направленные на повышение уровня речевого развития, а именно пополнение словаря, формирование правильного произношения и элементов звуковой стороны речи (темпа, интонации, силы голоса). Привлекая к драматизации отрывков знакомых сказок, развиваю у детей эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, а также умение вступать в ролевой диалог. Кроме того, играя в игры- инсценировки и драматизации с куклами и игрушками, у детей развиваются творческие способности, интерес к сочинительству.
Привлечение детей к театрализованной деятельности начала с элементарного, доступного детям: проговаривания, заучивания потешек, считалок. Выбранное четверостишие читаю детям с различной интонацией: удивленно, радостно, грустно. Детям нравятся упражнения, развивающие мимику и пантомимику. Например, зайчика угостили сладкой морковкой (радость), из -за куста появился волк (страх), как прыгает лягушка, ходит косолапый медведь и т. д. Рассказывание по ролям стишков, например, «Котята» С. Я. Маршака. Эти приемы помогают ребенку передавать характер персонажей. Часто играю с детьми в пальчиковые игры: «Апельсин», «Как живешь?», «Мама - мама» и др. Дети улавливают связь между словами и движениями. Пальчиковые игры – прекрасный стимул для речевого развития детей и творческих способностей, воображения и фантазии.
В нашей группе, которая так и называется «Сказка» созданы все условия для проявления детьми интереса к театрализованным играм, развития инициативы и самостоятельности в игровой деятельности с элементами драматизации и проигрывания совместно придуманных мини сказок.
Созданы разные виды театров: настольный, кукольный, пальчиковый и другие. Пополняя игровую среду для детей театрализованными играми, стараемся оформлять их необычно, например, в домике или даже на пеньке. Необычное оформление привлекает детей и делает их сказочные игры разнообразными. Предлагаю Вашему вниманию небольшую фото экскурсию по нашим играм.
-Театр разместили не пеньке, расскажи -ка сказку мне!
-Маша и медведь в гости к нам пришли, свою историю весёлую детям принесли.
-Свинка Пеппа всех умней, посмотри её скорей,
И весёлых поросят показать вам каждый рад.
-Мини- маски хороши, мы играем от души!
-Любим пони и принцесс, они для сказок и чудес.
Таким образом, знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей такими играми не сложно. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С их помощью можно решать практически все задачи развития речи, и наряду с основными методами и приемами использовать возможности театрализованной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999.
2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С.66-70.
3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1996.
4. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 1991г.
5. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф.Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160с.