Детский сад- это новый период в жизни ребёнка. Это первый опыт жизни в коллективе, социализации в обществе. В семье у ребёнка есть несколько любящих его взрослых: мама, папа, бабушки, дедушки, тёти и дяди, для которых малыш в центре внимания, которые в любую минуту готовы прийти на помощь- всё создано под его индивидуальные нужды. В группе детского сада ребёнок попадает в незнакомую для него обстановку, где существуют определённые правила и режим, совсем не понятные для малыша, ему приходиться подчиняться дисциплине, которая в домашней обстановке была не столь важна, сталкивается с тем, что он один из многих ребятишек – всё это стрессовый фактор для ребёнка.
Так что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?
Конечно, в первую очередь- отрыв от матери. Малыш неразрывно связан с мамой, которая главное, что у него есть, в этом возрасте малыш нуждается в её общении, присутствии. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы (как ему кажется), отдала чужой тёте. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс.
Создаются все предпосылки для заболевания: разлука, страх, стресс, срыв адаптации. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. В младшем дошкольном возрасте ещё нет потребности в общении со сверстниками, для них другой ребёнок- это конкурент на понравившуюся игрушку, источник конфликтов. В этом возрасте только начинают формироваться межличностные взаимоотношения.
Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он, тем не менее «изголодался». Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.
Так как же облегчить адаптацию (привыкание) ребёнка к детскому саду?
Эту работу необходимо начать родителям за несколько месяцев до поступления ребёнка в детский сад. Необходимо обучить его навыкам самообслуживания: самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки, пользоваться туалетом. Здесь действует правило «количество переходит в качество». Хорошо, когда ребёнок может себя сам занять и обходиться без особого внимания взрослого (но это не значит, что ребёнок постоянно должен быть предоставлен самому себе). Одеваясь на прогулку, играя, ребёнок не будет испытывать дополнительный стресс от ожидания, когда же до него дойдёт очередь и воспитатель поможет одеться (ведь малышей в группе много, а взрослых всего два).
Заранее обеспечьте дома такой же режим дня, как и в детском саду (сон, приём пищи, игры). Расскажите о детском садике, режиме, о роли воспитателей, понаблюдайте с ребёнком, как вечером родители забирают из детского сада детей, сформируйте элементарные знания ребёнка о детском саде. Акцентируйте его внимание, что скоро он станет большим и будет гулять здесь с другими детьми и воспитателем. С гордостью рассказывайте знакомым в присутствии малыша, что он стал большим и скоро пойдёт в детский сад.
Не планируйте на период адаптации важных дел, выход на работу – родители должны помнить, что период привыкания может занять два- три месяца.
В первые дни не рекомендуется оставлять малыша больше двух часов. Для каждого ребёнка период адаптации будет различным по времени от 2-3 – х недель до полугода.
Каждый раз, когда ребёнок приходит из детского сада, спрашивайте его о прошедшем дне: что делал в детском саду: что было на занятиях, в какие игры и с кем играл, вносите позитивные мысли и настроение ребёнку, акцентируйте положительные моменты, таким образом, родители помогают формировать положительное отношение ребёнка к детскому саду. Избегайте разговоров о слезах ребёнка с родственниками, друзьями в присутствии ребёнка. Кажется, что ребёнок ещё маленький и не понимает смысла разговора, но он хорошо чувствует обеспокоенность мамы и это подкрепляет свою собственную тревогу.
Желательно укладывать ребёнка пораньше, чтобы иметь возможность в спокойной обстановке поговорить с ним. Уделяйте малышу время, даже самый лучший детский сад никогда не заменит семейного воспитания.
В выходные дни следует придерживаться режима дня детского сада. Если ребёнок категорично отказывается идти в детский сад, можно дать ему дня два на отдых, но в это время рассказывать о садике, о том, что много хорошего его ждёт там и пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
Поиграйте с ребёнком в «детский сад». Такой приём рекомендуют психологи. Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детском саду. Распределите роли между мягкими игрушками – подскажите несколько вариантов выхода из трудных ситуаций. Тем самым можно выяснить проблемы у ребёнка и заложить основы общения и вхождения в новый коллектив.
Воспитатели рекомендуют: