Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
(МДОУ «Д/с №12»)
ПРИНЯТО педагогическим советом протокол №1 от 31.08.2022г. |
УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МДОУ «Д/с №12» от 31.08.2022 г. №01-11/54 |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Волшебный пластилин»
художественной направленности.
Возраст воспитанников: 5 - 8 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала: воспитатель
Алексеева Вера Васильевна
Ухта
2022 год
Пояснительная записка.
Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому.
Пластилинография – нетрадиционная художественная техника. Основной материал здесь – конечно пластилин, руки ребенка, цветной картон, фантазия и хорошее настроение. Таким образом, старшие дошкольники в мягкой и уютной атмосфере совместного творчества получают важные знания и навыки, опыт настоящего творчества, который в дальнейшем будут использовать как в школе, так и в любой области труда.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки).
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный пластилин» (далее Программа) имеет художественную направленность, рассчитана для детей 5 - 8лет.
Актуальность Программы. Актуальность проведения более глубокой направленности по овладению детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционной художественной техники рисования пластилинография, обусловлено с введением ФГОС ДО, где заложена задача, которая направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развитием способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Отличительные особенности. Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.
Особенностью программы «Пластилиновая фантазия» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.
Адресат программы
Программа кружка разработана для детей старшего дошкольного возраста, с учётом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей детей данной группы.
Объем программы: : программа осваивается за 33 ак.час. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы обучения, виды занятий
Форма обучения: очная.
Язык образования – русский.
Формы занятий - подгрупповая, индивидуальная.
Количество детей в группе – до 8 человек.
Год обучения |
Кол-во занятий в неделю |
Продолжительность 1 часа |
1 уч. год |
1 раз в неделю по 1 часу |
1 акад. час = 30 мин. |
Время проведения занятий – вторая половина дня по расписанию дополнительного образования МДОУ.
Цель программы: - развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним.
-учить детей работать с пластилином: правильно раскатывать колбаски и шарики, сплющивать из шариков блинчики, сцеплять изображения между собой, закреплять на картонной основе.
Воспитывающие:
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству.
Развивающие:
- развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, речь, логическое мышление, творческие способности.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов
Планируемые ожидаемые образовательные результаты
Представленные в программе подходы позволяют наметить к концу года следующие результаты у детей:
1.Дети умеют составлять простые композиции на плоскости.
2.Дети применяют различные техники пластилинографии: налеп, растягивание, витраж, оттиск, коллаж с применением декоративного материала.
3.Дети проявляют познавательный интерес к технике пластилинография.
у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
4.Ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Программа построена по принципу «от простого к сложному». Если есть необходимость, педагог может увеличить или уменьшить количество часов, отведенных на определенную тему, ориентируясь на развитие детей группы.
Календарный учебный график
Дата начала учебного года |
Дата окончания учебного года |
кол-во учебных недель |
продолжительность каникул |
Сроки контрольных процедур |
01.11.2022 |
31.05.2023 |
24 |
- |
декабрь 2022, май 2023 |
3.
Учебный план
№ |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
дата |
1 – 2 неделя |
«Осенний лес» |
2 |
ноябрь |
3 неделя |
«Дымковская игрушка - лошадка» |
1 |
ноябрь |
4 неделя |
«Астры» |
1 |
ноябрь |
5 неделя |
«Снежинка» |
1 |
ноябрь |
1 - 2 неделя |
Снегири» |
1 |
декабрь |
3 - 4 неделя |
«Ёлочка» |
2 |
декабрь |
2 - 3неделя |
«Пингвины на льдине» |
2 |
январь |
4 неделя |
«Зимние забавы» |
1 |
январь |
1 - 2 неделя |
«Танк» |
2 |
февраль |
3неделя |
«Ваза с цветами» |
2 |
февраль |
1 неделя |
«Подснежники для мамы» |
1 |
март |
2 - 3 неделя |
«Укрась вазу» |
2 |
март |
4 неделя |
«Красивый коврик» |
1 |
март |
1 - 2 неделя |
«Чайный сервиз» |
2 |
апрель |
3 - 4 неделя |
«Жостовский букет» |
2 |
апрель |
1 неделя |
«Жираф» |
1 |
май |
2 - 3 неделя |
«Слон» |
2 |
май |
4.
Календарно - тематический план кружка «Волшебный пластилин»
на 2022 -2023 учебный год
Тема занятий |
Программное содержание |
Материалы и оборудование |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Дата проведения по факту |
«Осенний лес» |
Учить детей отражать в рисунке осеннее впечатления, учит по- разному изображать деревья. Продолжать учить детей отражать в рисунке осеннее впечатления, учить по- разному изображать деревья. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
Осеннии иллюстрации леса, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
2 |
1.11
8.11 |
|
«Дымковская игрушка - лошадка» |
Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
Макеты игрушек, бросовый материал, пластилин, дощечки, салфетки. |
1 |
15.11 |
|
«Астры» |
Учить детей передавать характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
Иллюстрации цветов, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
1 |
22.11 |
|
«Снежинка» |
Учить детей передавать образ снежинки. Украшать работу, используя пайетки. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
Наблюдение, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
1 |
29.12 |
|
«Снегири» |
Познакомить детей с птицей снегирь. Расширить представления о способе создания изображения. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. |
Иллюстрации снегирей, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
2 |
6.12
13.12 |
|
«Ёлочка» |
Вызвать желание создать поздравительную открытку своими руками. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать украшение для елочки. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Продолжать создать поздравительную открытку своими руками. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Иллюстрации селочек, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
2 |
20.12
27.12 |
|
«Пингвины на льдине» |
Познакомить детей с животными Севера. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Продолжать знакомить детей с животными Севера. |
Иллюстрации животных севера, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
2 |
17.01
24.01 |
|
«Зимние забавы» |
Учить передавать сюжет доступными средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами, передача взаимодействия, изменение формы ы связи с характером движения. Развивать возможность применения техники пластилинографии. |
Сюжетные картинки, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
1 |
31.01 |
|
«Танк» |
Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого, учить скатывать маленикие шарики между ладонями. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, память. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность. |
Иллюстрациивоенной техники, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
2 |
07.02
14.02 |
|
«Ваза с цветами» |
Учить детей рисовать вазу с цветами. Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии. |
Картон, простой карандаш, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
2 |
21.02
28.02
|
|
«Подснежники для мамы» |
Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Развивать умение любоваться подарком для мамы. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
Иллюстрация подснежники, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
1 |
07.03
|
|
«Укрась вазу» |
Продолжать знакомить детей с элементами хохломского узора. Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. Воспитывать интерес и уважение к культуре, национальным традициям и обычаям русского народа. |
Образцы хохломской росписи, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
2 |
14.03
21.03 |
|
«Красивый коврик» |
Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство цвета. |
Образцы, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
1 |
28.03 |
|
«Чайный сервиз»
|
Познакомить детей с разновидностями посуды. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. |
Образцы посуды, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
2 |
04.04
11.04 |
|
«Жостовский букет» |
Познакомить детей с народно-прикладным искусством. Развивать восприятие, мелкую моторику рук. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. |
Пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
2 |
18.04
25.04 |
|
«Жираф» |
Познакомить детей с животным Африки - жирафом. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. |
Иллюстрации Жирафа, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
1 |
16.05 |
|
«Слон» |
Продолжать знакомство с животными Африки. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. |
Иллюстрации слон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. |
2 |
23.05
30.05 |
|
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
3.Комарова Т.С. «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография.- М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ,2015.
4. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2015.
5. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. ˗ М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
6.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников ˗ М.: Издательство АСТ, 2002.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования,2014.