ДОП "Волшебный пластилин"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12»

(МДОУ «Д/с №12»)

 

 

ПРИНЯТО

педагогическим советом

протокол №1 от 31.08.2022г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МДОУ «Д/с №12»

от 31.08.2022 г. №01-11/54

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Волшебный пластилин»

художественной направленности.

 

Возраст воспитанников: 5 - 8 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Разработала: воспитатель

Алексеева Вера Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

Ухта

2022 год

 

Пояснительная записка.

Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому.

Пластилинография – нетрадиционная художественная техника. Основной материал здесь – конечно пластилин, руки ребенка, цветной картон, фантазия и хорошее настроение. Таким образом, старшие дошкольники в мягкой и уютной атмосфере совместного творчества получают важные знания и навыки, опыт настоящего творчества, который в дальнейшем будут использовать как в школе, так и в любой области труда.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки).

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный пластилин» (далее Программа) имеет художественную направленность, рассчитана для детей 5 - 8лет.

 

Актуальность Программы. Актуальность проведения более глубокой направленности по овладению детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционной художественной техники рисования пластилинография, обусловлено с введением ФГОС ДО, где заложена задача, которая направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развитием способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром.

 

Отличительные особенности. Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.

Особенностью программы «Пластилиновая фантазия» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.

 

Адресат программы

Программа кружка разработана для детей старшего дошкольного возраста, с учётом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей детей данной группы.

 

Объем программы: : программа осваивается за 33 ак.час. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.

 

Формы обучения, виды занятий

Форма обучения: очная.

Язык образования – русский.

Формы занятий - подгрупповая, индивидуальная.

Количество детей в группе – до 8 человек.

 

Режим занятий:

Год обучения

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность 1 часа

1 уч. год

1 раз в неделю по 1 часу

1 акад. час = 30 мин.

Время проведения занятий – вторая половина дня по расписанию дополнительного образования МДОУ.

 

Цель программы: - развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

Обучающие:

- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним.

-учить детей работать с пластилином: правильно раскатывать колбаски и шарики, сплющивать из шариков блинчики, сцеплять изображения между собой, закреплять на картонной основе.

Воспитывающие:

-воспитывать самостоятельность, трудолюбие, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству.

Развивающие:

- развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.

- развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, речь, логическое мышление, творческие способности.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов

  • Принцип динамичности: от простого к сложному; 2.
  • Принцип наглядности, так как у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая;
  • Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка;
  • Принцип интеграции образовательных областей, позволяет отражать в играх впечатления, полученные ребёнком от окружающей действительности.

Планируемые ожидаемые образовательные результаты

Представленные в программе подходы позволяют наметить к концу года следующие результаты у детей:

1.Дети умеют составлять простые композиции на плоскости.

2.Дети применяют различные техники пластилинографии: налеп, растягивание, витраж, оттиск, коллаж с применением декоративного материала.

3.Дети проявляют познавательный интерес к технике пластилинография.

у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

4.Ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Программа построена по принципу «от простого к сложному». Если есть необходимость, педагог может увеличить или уменьшить количество часов, отведенных на определенную тему, ориентируясь на развитие детей группы.

 

 

Календарный учебный график

Дата начала учебного года

Дата окончания учебного года

кол-во учебных недель

продолжительность каникул

Сроки контрольных процедур

01.11.2022

31.05.2023

24

-

декабрь 2022,

май 2023

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Учебный план

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

дата

1 – 2 неделя

«Осенний лес»

2

ноябрь

3 неделя

«Дымковская игрушка - лошадка»

1

ноябрь

4 неделя

«Астры»

1

ноябрь

5 неделя

«Снежинка»

1

ноябрь

1 - 2 неделя

Снегири»

1

декабрь

3 - 4 неделя

«Ёлочка»

2

декабрь

2 - 3неделя

«Пингвины на льдине»

2

январь

4 неделя

«Зимние забавы»

1

январь

1 - 2 неделя

«Танк»

2

февраль

3неделя

«Ваза с цветами»

2

февраль

1 неделя

«Подснежники для мамы»

1

март

2 - 3 неделя

«Укрась вазу»

2

март

4 неделя

«Красивый коврик»

1

март

1 - 2 неделя

«Чайный сервиз»

2

апрель

3 - 4 неделя

«Жостовский букет»

2

апрель

1 неделя

«Жираф»

1

май

2 - 3 неделя

«Слон»

2

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

Календарно - тематический план кружка «Волшебный пластилин»

на 2022 -2023 учебный год

 

Тема занятий

Программное содержание

Материалы

и оборудование

Кол-во

часов

Дата

проведения

Дата проведения по факту

«Осенний лес»

Учить детей отражать в рисунке осеннее впечатления, учит по- разному изображать деревья. Продолжать учить детей отражать в рисунке осеннее впечатления, учить по- разному изображать деревья. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Осеннии иллюстрации леса, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

2

1.11

 

 

8.11

 

«Дымковская игрушка - лошадка»

Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Макеты игрушек, бросовый материал, пластилин, дощечки, салфетки.

1

15.11

 

«Астры»

Учить детей передавать характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Иллюстрации цветов, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

1

22.11

 

«Снежинка»

Учить детей передавать образ снежинки. Украшать работу, используя пайетки. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Наблюдение, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

1

29.12

 

«Снегири»

Познакомить детей с птицей снегирь. Расширить представления о способе создания изображения. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

Иллюстрации снегирей, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

2

6.12

 

13.12

 

«Ёлочка»

Вызвать желание создать поздравительную открытку своими руками. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать украшение для елочки. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Продолжать создать поздравительную открытку своими руками. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Иллюстрации селочек, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

2

20.12

 

 

27.12

 

«Пингвины на льдине»

Познакомить детей с животными Севера. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Продолжать знакомить детей с животными Севера.

Иллюстрации животных севера, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

2

17.01

 

24.01

 

«Зимние забавы»

Учить передавать сюжет доступными средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами, передача взаимодействия, изменение формы ы связи с характером движения. Развивать возможность применения техники пластилинографии.

Сюжетные картинки, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

1

31.01

 

«Танк»

Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого, учить скатывать маленикие шарики между ладонями. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, память. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

Иллюстрациивоенной техники, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

2

07.02

 

14.02

 

«Ваза с цветами»

Учить детей рисовать вазу с цветами. Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии.

Картон, простой карандаш, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

2

21.02

 

28.02

 

 

 

«Подснежники для мамы»

Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Развивать умение любоваться подарком для мамы. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Иллюстрация подснежники, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

1

07.03

 

 

«Укрась вазу»

Продолжать знакомить детей с элементами хохломского узора. Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции.

Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. Воспитывать интерес и уважение к культуре, национальным традициям и обычаям русского народа.

Образцы хохломской росписи, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

2

14.03

 

21.03

 

«Красивый коврик»

Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство цвета.

Образцы, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

1

28.03

 

«Чайный сервиз»

 

Познакомить детей с разновидностями посуды. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи.

Образцы посуды, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

2

04.04

 

11.04

 

«Жостовский букет»

Познакомить детей с народно-прикладным искусством. Развивать восприятие, мелкую моторику рук. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность.

Пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

2

18.04

 

25.04

 

«Жираф»

Познакомить детей с животным Африки - жирафом. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.

Иллюстрации Жирафа, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

1

16.05

 

«Слон»

Продолжать знакомство с животными Африки. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.

Иллюстрации слон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки.

2

23.05

 

30.05

 

 

 

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.

3.Комарова Т.С. «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография.- М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ,2015.

4. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2015.

5. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. ˗ М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

6.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников ˗ М.: Издательство АСТ, 2002.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования,2014.

 

 

 

 

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве