ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка. Основными принципами дошкольного образования в соответствии с ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:
Также одной из основных задач ФГОС является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Введение стандарта дошкольного образования определил и характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе.
Для меня стало приоритетным взаимодействие, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальна она по ряду причин.
• Во-первых, помогает получить ребенку позитивный опыт реализации собственных замыслов.
• Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
• В-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Организация проектной деятельности процесс трудоемкий и требующий определенных условий.
Соблюдая принцип последовательности и регулярности в работе над проектами каждый проект должен быть, доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
В своей практике я использую разные по продолжительности проекты : краткосрочные, средней продолжительности. Но мне больше нравятся долгосрочные проекты, которые длятся от одной-двух недель, и больше.
Запуск темы осуществляю методом 3-х вопросов (по Лидии Свирской). И здесь, задача в при работе с детским интересом : не поддаваться искушению, сразу отвечая на вопрос, а вместе с ребенком искать ответ. Важно, на этом этапе «Поймать» детский вопрос и интерес (Куда? Зачем? Почему? Откуда).
Какова же цель «метода 3-х вопросов»? …Что знаем, что хотим узнать, и как мы это будем делать.
Затем подключаю центры детской активности, в зависимости от того какая тема.
Затем происходит содержательное насыщение предметной среды в группе по выбранной теме.
знакомим родителей, вывешивая данные опроса детей методом 3 вопросов, а также другую информацию по теме в помощь родителям.
С этого момента в поиск материалов по теме проекта включаются родители, которые совместно с детьми приносят какие-либо предметы для создания коллекции и многое др. Это зависит от того каким будет итоговый продукт данного проекта.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что - то сделать вместе. Продуктом проектной деятельности может стать организованная выставка, тематический альбом, сюжетно-ролевая игра, макет, фотогазета, развлечение, коллекция и многое другое.
В рамках календарно-тематического планирования был проведен проект по теме «Хорошая книга – лучший друг», где итоговым продуктом стали книжки-малышки, изготовленные руками старших дошкольников, которые они подарили детям первой младшей группы. Так же проведена акция для родителей «Подари книгу детям», за счет чего была пополнена групповая библиотека.
А во время работы над проектом «Ищем приметы весны…», дети каждый день, отыскивая изменения в ближайшем окружении, делали зарисовки, создав папку «Сто почему про весну…», название которой придумали вместе, решив дополнить ее рисунками, сделанные вместе с родителями дома и аппликацией перелетных птиц, изготовленных на занятии. Эту папку долго дети рассматривали в самостоятельной деятельности, показывая и рассказывая родителям и детям соседней группы.
В весенний период по традиции в нашем детском саду реализовывался очень интересный проект «Огород на окошке», каждой группе было предложено вырастить свой собственный огород на окне, да не просто вырастить, а оформить его как-то необычно, а может быть даже сказочно.
«Огород на окошке» был создан с целью обобщить и расширить представления детей о том, как ухаживать за растениями, о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста; воспитывать уважение к своему труду.
Во время работы над проектом «Что в имени твоем» передо мной и моими детьми стояли задачи: узнать отличительные особенности своего имени, историю его возникновения; понять, зачем каждый человек имеет своё имя; участвовать в создании выставки «Наши имена».
В ходе проекта было проведено рисование, беседы «Моя семья», разучивание пальчиковых гимнастик, чтение художественной литературы, мини-викторина, стихи про имена, дидактические игры, развлечение «День матери»
Предполагаемые продукт данного проекта - создание совместно с родителями выставки работ «Наши имена»
В этом году я работаю с ребятами подготовительной к школе группе, и, конечно же основной задачей в работе с детьми этого возраста является формирование мотивационной готовности к школе.
Поэтому был запущен долгосрочный групповой проект под названием «Скоро в школу мы пойдем!», где важно сформировать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации в школе. В ходе проекта уже проведено ряд интересных мероприятий: экскурсии в школу, где дети познакомились с профессией учителя, побывали в спортивном зале на уроке физкультуры, посетили школьную библиотеку, уроки технологии для девочек и мальчиков, побывали в столовой и в актовом зале, посидели за настоящими партами с первоклассниками.
Предполагаемые продукт данного проекта - осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу.
ВЫВОД: Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю : высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности; повышение готовности детей к восприятию нового материала; активное участие родителей в жизни ДОУ.
Опыт работы показывает, что дошкольники могут успешно участвовать в проектной деятельности.
Метод проекта помогает осваивать им окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитию психических процессов детей дошкольного возраста.
Считаю, что через использование технологии проектирования дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире, а организовывая учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, важно, что ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.