Анти-игрушки: в чём опасность для детской психики?

 

         Игра - основной вид деятельности дошкольного возраста.

   Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире.

Игрушки являются для ребёнка, той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формирует и реализуют свои творческие способности, выражает свои чувства, а также учит общаться и познавать себя.

  Подбор игрушки- дело серьёзное и ответственное. От успешности зависит не только игра ребёнка, но и прогресс в его развитии.

  При выборе игрушки надо учитывать не только их красоту и санитарное –гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект.

  Главное в выборе игрушки- просто подумать, что она собой представляет и какие качества сформирует. Ситуация на рынке современных игрушек не   простая. С одной стороны полки ломятся от широкого ассортимента. А с другой- выбрать хорошею игрушку довольно сложно. Какая же игрушка   считается хорошей? Детские психологи и воспитатели сходятся во мнении, что правильная игрушка - та, которая несёт добро и вызывает   положительные эмоции, а также развивает у ребёнка способность к игровой деятельности.

Сегодня мы поговорим о антиигрушках.

  Антиигрушка- это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья   детей,  может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.

  Антиигрушка - это не просто плохая игрушка, т.е. некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто   антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или   отечественного производства. Но какие психические процессы и личностно-смысловые отношения проявляются во взаимодействии ребенка с   антиигрушкой(Монстры, вурдалаки, киборги, роботы - трансформеры, устрашающего вида насекомые, и прочие чудовища).

  Постоянное искажение образа человека – печальная современная тенденция, касающаяся не только игрушек, но и фильмов, мультфильмов, детских   сказок и компьютерных игр. Сейчас стало модно снимать детские фильмы о вампирах, оборотнях, с утрированными и странными выражениями лица,   роботах- трансформерах, киборгах, устрашающего вида насекомых и прочих чудовищах.

  Более того, детей заставляют относиться к ним положительно, сопереживать им, восхищаться ими. То есть героями современных детей больше не   являются доблестные рыцари и отважные Иван-Царевичи – теперь они восторгаются и хотят быть похожи на разную нечисть со страшной   наружностью    и ужасной внутренней природой.

  Психологи бьют тревогу. Дело в том, что ребенку свойственно идентифицировать себя с игрушкой, с которой он играет: смотреть на мир её глазами,   разговаривать её голосом и при сущими ей репликами, примерять на себя те качества, которыми наделена его игрушка.

   Немудрено, что дети проявляют несдержанность, раздражительность, утрачивают человечность и милосердие. Примечательно, что игрушки-монстры   не предполагают разнообразных совместных игр, лишь сюжет «охотник и жертва». К чему это может привести, понятно без лишних слов.

  Если начистоту, то страшные игрушки существовали во все времена. Ребенку легче различать добро и зло, имея перед собой соответствующие   примеры из сказок (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-яга, Горгона). Однако устрашающая внешность этих персонажей соответствует их   внутренней сущности: они страшные, потому что злые. Такие игрушки предназначаются для обыгрывания негативных эмоций ребенка, для осознания   и   оценки собственных некрасивых и неправильных поступков.

 

 И совсем иначе обстоит дело с многочисленной категорией современных игрушек- монстров. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук,   Халк, киборги, куклы-монстры, добрые вампиры и пр.) имеют устрашающую внешность, но позиционируются как добрые и хорошие.

 При этом основным их занятием является борьба с похожими на них, но злыми героями. Главная опасность таких двойных стандартов заключается в   том, что они стирают гран ь между хорошим и плохим, добром и злом.

 Игрушки в виде монстров, мертвецов и вампиров запросто могут привести к разрушению целостности психики ребенка, очень чувствительной в   отличие от психики взрослого человека.

    Куклы Барби:

  Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. По заказу мордашка Барби может быть похожа на лицо самой девочки, таким   образом игрушка приобретает силу второго «Я». Зачем это? Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое» (слишком все предопределено)   -это квази- игрушка по определению психолога А.Н. Леонтьева.

  Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у   девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.

  Куклы, изображающие молодую женщину или девушку-подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего   дошкольного и младшего школьного возраста. Но они совершенно ни к чему малышке двух - трёх лет, поскольку преждевременно активизируют в ней   интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).

  Барби - это псевдоидеальная модель женщин, секс -символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери . Её можно   одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды, развлечения, смены   партнеровБарби - блондинки, брюнетки. с особняками и симпатичными женихами Кенами. Воспитываясь рядом с этой куклой девочки понимают, что   не   соответствуют параметрам этой куклы-идеал, образ которой прочно отложится детском подсознании. Это для девочки может быть определённой   психологической травмой.

  Еще одна характерная черта нашего времени - тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса), одной из причин которой являются куклы с половыми органами.

 

       Еще один мучитель детских душ – монстр Хагги Вагги.

Ну, какой же он мучитель, скажут, те, у кого дома есть игрушка синего зубастого Хагги Вагги. Ведь дети его так любят. Они рисуют про него истории. Они готовы с ним спать.

Но цена этой «любви» дорого обходится беспечным родителям. Хагги Вагги, совсем молод. Это герой, созданный для компьютерной игры в жанре ужасов с элементами говололомки в октябре 2021 года. По сюжету милая пушистая игрушка стала монстром, когда на фабрике игрушек что-то сломалось.

Вторая версия – это работник фабрики игрушек, над которыми ставили жестокие эксперименты, в результате чего, он стал таким кровожадным зубастиком. Это предыстория игры. Тот, кто играет, попадает на уже заброшенную фабрику и пытается спастись от Хаги Ваги.

Интернет-ресурсы, от Тик-Тока до геймерских блогов, бодро рапортуют о победном шествии синего монстра по планете. В честь него рисуются аниме, снимаются блогерами ролики, ему посвящаются песни, рисунки. Монстр из злого в творчестве его поклонников превратился в доброго, милого, застенчивого. Вроде бы в этом нет ничего страшного. Но, это для нас, для взрослых, способных различать границы вымышленного и реального мира.

   Для детской психики, особенно дошкольников, такие метафоры крайне опасны. Ребенка в душе создаются эмоциональные качели. Непонятно, нужно   любить этого Хагги Вагги или всячески избегать, бояться?

 Можете себе представить, чтобы любимец многих поколений детей Винни-Пух вдруг стал монстром? Например, у него выросли огромные зубы, как у   Хагги, после того, как его ужалила пчела-монстр. Он беспощадно съел Пятачка и Кролика и стал гоняться за Кристофером Робином. Но когда действия   пчелиного яда закончилось, он стал прежним, милым, добрым Винни Пухом. Будет после этого отношение к данному герою прежним?

  Любовь к Хагги Вагги, замешанная на противоречивых эмоциях – это опасная психологическая ловушка. «Любить и одновременно бояться», «желать   и  одновременно ненавидеть» – эти эмоции сопровождают любое девиантное поведение.

 Таким образом размываются границы ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ, МЯГКАЯ ИГРУШКА – МОНСТР.

   Например, игроман любит и одновременно ненавидит рулетку казино. Она дарит ему надежду на богатство, но в тоже время разрушает его текущую   жизнь. Экстремал не может жить без опасных прыжков в пропасть. При этом рассуждает, как здравый человек, понимая, что, если он погибнет, то   оставить сиротами свою семью. Но бездна манит его.

  Опасность таких эмоций еще и в том, что они требует постоянной подпитки, как наркотики. Потому что держат организм в постоянном эмоциональном   напряжении, не дают ему расслабиться. Но наши адаптивные способности тоже не дремлют. Человек, привыкает и к этому уровню напряжения и   начинает искать все более сильные эмоции.

  Поэтому игры с подобными игрушками, а точнее сказать анти – игрушками, могут отрицательно влиять на психо-эмоциональный фон дошкольников,     вызывать страхи, повышенную агрессию, вызывать депрессивное расстройство.

  Если вы, как родители, заметили, что в процессе игры с Хагги Вагги или Кисси Мисси ребенок стал раздражительным, практически не играет в   развернутые сюжетные игры, проявляет агрессию, стал обидчивым на ваши слова или слова/ поступки окружающих, это является признаками   депрессивного расстройста. Стоит всерьёз задуматься.

  На самом деле, как показывает практика, У ДЕТЕЙ НЕТ ЛЮБВИ к Хагги Вагги, Сиреноголовым, Момо и другим персонажам. ОНИ ИХ БОЯТСЯ.   Именно поэтому дети про них говорят, рисуют – чтобы не оставаться наедине с ними, чтобы попытаться побороть свой страх.

  Многие дети в них играют, потому что это тренд, это популярно и массово. Они хотят игрушку, потому что «у всех есть». Таким образом, дошкольники   хотят быть «как все», потому что через подражание они чувств уют свою принадлежность коллективу. А коллектив важен для детей дошкольного   возраста, особенно начиная с 5-6 лет.

      Уважаемые родители, будьте, пожалуйста, осознанными и думающими родителями. Подходите серьёзно к покупке игрового материала.       Игрушки должны быть конструктивной, а не деструктивной (разрушающей) направленности. Они должны развивать детей, а не искажать их   представления о реальной действительности и уж, конечно же, не разрушать детскую психику!

                                                                                                                                       Курганская Л.В.

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве