«Игры с использованием камешков Марблс»
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики у детей
является одним из средств развития речи. Камешки марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:
- Развитие мелкой моторики;
- Упражнение в ориентировке на плоскости листа;
- Упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными;
- Развитие связной, фразовой речи, эмоциональной лексики;
- Упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое;
- Профилактика дисграфии, работа по автоматизации поставленных звуков;
- Развитие тактильных ощущений, эстетическое восприятие;
- Развитие образного мышления, зрительное внимание, память.
1. «Чудесный мешочек»
Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут камешки разной формы, величины, цвета. Перед ребёнком находится образец-камушек. Взрослый просит ребёнка найти в
мешочке такой же.
Вариант 2. Ребенку завязывают глаза, дают камушек, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.
2. «Сухой бассейн»
Вариант 1. У ребёнка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых - мелкая игрушка. Взрослый предлагает ребёнку найти игрушку и на ощупь угадать её.
Вариант 2. У ребёнка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находятся шарики. Педагог предлагает ребёнку найти и на ощупь описать их.
3. «Золушка»
Вариант 1. Разбери по цвету.
Вариант 2. Разбери по форме.
Вариант 3. Разбери по размеру.
4. «Гирлянда»
У ребёнка - лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает элемент-образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребёнок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.
5. «Изучаем» (буквы, цифры, геометрические фигуры, эмоции и т.п.)
Закрепляем зрительный образ изучаемой буквы с помощью камушков.
6. «Волшебная дорожка»
У ребёнка - подносы с разноцветными камушками, взрослый называет слово, предлагает определить в нём первый звук и найти камешек, в названии цвета, которого в начале находится выделенный звук. Например, взрослый называет и показывает картинку с изображением жука. Ребёнок показывает первый звук в слове «жёлтый» и выкладывает жёлтый камешек.
7. «Графический диктант», или «Найди место камешку»
Взрослый даёт устную инструкцию: положи красный камушек в центр листа. Синий - в верхний левый угол, зеленый - в правый верхний угол, синий- в правый
нижний, зелёный - в левый нижний. Взрослый предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребёнку необходимо повторить рисунок
8. «Собери по образцу»
Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку. Разновидности: Дается готовый схематичный рисунок для наложения камешков, или просто картинка предмета для украшения её камешками.
9. «Картина»
Развитие эстетическое восприятие, творчества, обогащение словаря через релаксацию с помощью выкладывания камушками пейзажа, дна моря, цветущей полянки, сад камней и т.п.
10. «Давай знакомится»
Ребёнку предлагается перечислить личностные качества себя или друга. При перечислении ребёнок берет по одному камешку любого цвета складывает их в одну вазу. После того как перечислит, задаём вопросы: Какие качества ты бы хотел оставить? А какие мы уберём? И т.п.