Плоскостопие – это достаточно серьёзное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно- двигательного аппарата ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки, изменения положения таза, затруднения походки. Всё это негативно влияет на общее самочувствие ребенка: снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает головные боли, нервозность, рассеянность, быструю утомляемость. Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей.
Принципы профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста.
В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:
• следить за их осанкой;
• обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;
• следить, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе;
• ежедневно заниматься гимнастикой и спортом;
• ходить босиком в теплое время года по неровной почве.
Примеры упражнений для профилактики плоскостопия.
Перед выполнением каждого упражнения взрослый загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно-два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.
1. «Месяц».
(За домам у дорожки висит пол-лепёшки)
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
2. «Солнце».
(В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит)
И.п. - то же.
Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
3. «Туча».
(По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось - и она расплакалась)
И.п. - то же.
Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
4. «Молния».
(Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица)
И.п. - то же.
Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
5. «Дождь».
(Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет)
И.п. - сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади.
Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.
То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.
6. «Радуга».
(Крашеное коромысло над рекой повисло)
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.