Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
ПРИНЯТО педагогическим советом от протокол № 01-11/47 от 31.08.2023г |
УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего «МДОУ №12» от 31.08. 2023г. № -ДОП |
Дополнительная образовательная программа
«Мукосольки»
для детей дошкольного возраста
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Воспитатель
1 кв. категории
Курганская Л.В.
Ухта
2023г
Содержание |
Страница |
Пояснительная записка |
3 |
Цели и задачи программы. |
4 |
Календарный учебный график |
5 |
Учебный план |
6 |
Календарно-тематическое планирование |
7 |
Планируемые результаты |
14 |
Комплекс организационно-педагогических условий |
15 |
Список используемых источников |
17 |
Пояснительная записка
Направленность предлагаемой дополнительной образовательной программы «Мукосольки» художественно-эстетическая, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей.
Актуальность. Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности является лепка.
Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.
Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий, пластичный и универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные идеи и замыслы. Таким образом, тестопластика обладает большим развивающим потенциалом.
Экспериментирование с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания детей об их свойствах и возможностях применения. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Всё это способствует развитию смелости и гибкости мышления у детей.
Отличительные особенности. Занятия по художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках в дальнейшем развитии.
Занятия, направленные на активизацию мыслительной и трудовой деятельности, на развитие мелкой моторики рук, любознательности и творческого потенциала, и совместное сотрудничество ребенка и взрослого.
В процессе творчества дети учатся создавать вещи своими руками и руками педагога, познают загадки, радости и разочарования созидания, все это важные составляющие процесса обучения и развития. Каким бы не вышел шедевр, будь он просто ярким куском или экспонатом, достойным выставки, для ребенка это только результат, а не причина заниматься творчеством в первую очередь. Самая главная задача взрослого в этом возрасте поддерживать детский интерес.
Занимаясь лепкой, дети развиваются интеллектуально и творчески. Они чувствуют себя творцами, способными подчинить собственной воле материал и создать из него образ. Дети учатся планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
Ребёнок испытывает радость и наслаждение от результатов своего труда. Дети получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Они раскрепощаются, перестают бояться, что у них что-то не получится.
Адресат программы: Программа адресована детям 4-5 лет.
Объем программы: 1 раз в неделю по 1 часу, всего 33 часа в год.
Форма организации образовательного процесса: подгрупповая.
Виды занятий: игровые, тематические
Режим занятий:
Год обучения |
Кол-во занятий в неделю |
Продолжительность 1 часа |
1уч. год |
1 раз в неделю по 1 часу |
1 акад. час = 20 мин. |
Цель и задачи программы
Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Обучающие:
-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством тестопластики.
-Учить основным приемам тестопластики (раскатывание прямыми движениями, раскатывание круговыми движениями, отщипывание, вдавливание, сплющивание, разминание, скрепление).
-Закрепить ранее полученные навыки работы с соленым тестом, показать новые приемы лепки.
-Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
-Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Воспитательные:
-Воспитывать навыки аккуратной работы.
-Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
-Помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста.
-Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
-Воспитывать личностные качества выдержку, терпение, желание доводить начатую работу до конца.
Календарный учебный график
Дата начала учебного года |
Дата окончания Учебного года |
Количество учебных недель |
Продолжительность каникул |
Сроки контрольных процедур |
02.10.2022 |
31.05.2023 |
33 недели |
09.01.-15.01.2023 |
Декабрь 2023- Май2024 |
Учебный план
№ |
Наименование разделов, тем |
Кол-во |
1 |
Вводное занятие «Весёлые пекари» |
1 |
2 |
«Грибочки на пенёчке» |
1 |
3 |
«Весёлые овощи» |
1 |
4 |
«Ёжик босоногий по лесу идёт» |
1 |
5 |
«Корзина фруктов» |
1 |
6 |
«Подковка» |
1 |
7 |
«Котик» |
1 |
8 |
«Осьминог» |
1 |
9 |
«Пингвин на льдине» |
1 |
10 |
«Снеговики» |
1 |
11 |
«Ёлочка» |
1 |
12 |
«Украшения для ёлочки» |
1 |
13 |
«Подарки Деда Мороза» |
1 |
14 |
«Рождественский венок» |
|
15 |
«Мышка на сыре» |
1 |
16 |
«Медвежонок» |
1 |
17 |
«Подарок папе» (кружка) |
1 |
18 |
«Рамка для фотографии» |
1 |
19 |
«Валентинки» |
1 |
20 |
«Букет в вазе» |
1 |
21 |
«Подарок маме» |
1 |
22 |
«Бусы и браслеты» |
1 |
23 |
«Красивый медальон» |
1 |
24 |
«Птичкин день» |
1 |
25 |
«Рыбки» |
1 |
26 |
«Морская черепашка» |
1 |
27 |
«Улитка и гусеничка» |
1 |
28 |
«Пирожные и кексы» |
1 |
29 |
«Пасхальный сувенир» |
1 |
30 |
«Желтоглазая ромашка» |
1 |
31 |
«Натюрморт» |
1 |
32 |
Раскрашивание натюрморта |
1 |
33 |
«Ладошки дружбы» |
1 |
Календарно-тематическое планирование
Тема занятий |
Программное содержание |
Материалы и оборудование |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Дата Проведения по факту |
1.Вводное занятие «Весёлые пекари» |
Создать все условия для реализации и развития творческих способностей у детей, поощрять желание фантазировать и превращать фантазию в осязаемый продукт. Воспитывать интерес к лепке из солёного теста |
Соль мелкая, мука, вода, посуда, дощечки для лепки, салфетки, стеки, образцы тестопластики и иллюстрации готовых изделий из соленого теста. |
1 |
04.10.2023 |
|
2.«Грибочки на пенёчке» |
закреплять навыки детей раскатывать пластилин колбаской, скатывать шар, учить детей лепить грибы, передавая относительную величину и вогнутый вид шляпок. Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Вызывать у детей радостное настроение, удовлетворение от проделанной работы. |
Картинка с грибами; карточки «что лишнее», муляжи грибов, пенёк, доски, салфетки. |
1 |
11.10.2023 |
|
3.«Весёлые овощи» |
Продолжать знакомить детей с тестом как художественным материалом. Развивать чувство формы. Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характерные особенности Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность. |
Картинки и муляжи овощей в корзинке, доски, стеки, салфетки. |
1 |
18.10.2023 |
|
4.«Ёжик босоногий по лесу идёт» |
Учить детей делать выразительные детали (иголки) при помощи ножниц, дополнять поделку деталями (нос, глаза, яблоко, листок). Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Образцы для лепки, соленое тесто, дощечки, салфетки, пенопластовые шарики или шарики из фольги диаметром 3-4 см, ножницы, семечки. |
1 |
25.10.2023 |
|
5.«Корзина фруктов» |
Учить выполнять поделку с элементами плетения жгутами, надёжно скреплять детали между собой, лепить знакомые фрукты, развивать способности к композиции. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали, работая пальцами. |
Корзина с фруктами(муляжи), картинки с изображением фруктов, чудесный мешочек с фруктами или муляжами (яблоко, груша, апельсин); соленое тесто (заранее приготовленное, трех цветов) конверт с загадками – описаниями, проволока для мелких деталей, доска, стека, салфетки. |
1 |
01.11.2023 |
|
6. «Подковка» |
Расширить кругозор, познакомить с народными традициями и обычаями, обучить новым способами лепки из соленого теста, научить делать обереги. Воспитывать самостоятельность, активность Развивать способности к формообразованию и композиции. |
Фотоиллюстрации и образцы оберегов, тесто жёлтого цвета, картонная заготовка подковы, бусинки, пайетки, ленточки, доска, стека, салфетки. |
1 |
08.11.2023 |
|
7. «Котик» |
Закреплять умения задумывать содержание своей работы. Научить лепить фигуру кота в движении или позе из солёного теста. Развивать творческие способности; используя ранее усвоенные способы лепки. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. |
Картинки с изображение котов, фон для поделки, тесто оранжевого, белого и чёрного цвета, доска, стека, салфетки. |
1 |
15.11.2023 |
|
8. «Осьминог» |
Учить передавать в лепке сходство и характерные особенности осьминога. Сформировать умение расположение. лепить осьминога из нескольких отдельных частей: голова, щупальцы, соблюдая пропорции и пространственное расположение. Закреплять приёмы скатывания шариков, придание им цилиндрической формы, (щупальцы), сплющивания (глаз) и соединения частей путём п примазывания. Воспитывать у детей аккуратность. |
Тесто фиолетового цвета, природный материал, иллюстрации с изображением осьминога, готовый образец осьминога из солёного теста, морской фон для поделок
доска, стека, салфетки. |
1 |
22.11.2023 |
|
9. «Пингвин на льдине» |
Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Воспитывать любознательность, самостоятельность. |
Солёное тесто (чёрное, белое, оранжевое, голубое, зелёное, красное), стеки, доски, баночки для воды, кисточки, чёрные бусины, синельная проволока разных цветов.
|
1 |
29.11.2023 |
|
10. «Снеговики»
|
Развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет (образец) и передавать в лепке его форму и строение, применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание и др., вызвать у детей радостное настроение, приучать лепить детей соленым тестом, закреплять знания времен года, зимних месяцев, об изменениях в природе с наступлением зимы. |
Игрушка снеговик, образец. соленое тесто, салфетка, дощечка, вода, стеки, салфетки. |
1 |
06.12.2023 |
|
11. «Ёлочка» |
Закрепить умение раскатывать комок теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке. Развивать навыки аккуратной лепки, умение работать со стекой (обрезать лишнее тесто) . |
Шаблон ёлочки на каждого ребенка, образец поделки, солёное тесто зелёного цвета, доска, стека, салфетки. |
1 |
13.12.2023 |
|
12. «Украшения для ёлочки» |
Развивать чувство формы, продолжаем учить детей лепить из солёного теста фигурки, путём раскатывания пласта теста и выдавливания формочками. Развивать творческое воображение. Воспитываем эстетический вкус, аккуратность, желание доводить начатое до конца, радоваться результату. |
Солёное тесто, миска с водой, формочки, зубочистки, стеки, палочки для раскатывания теста, колпачки для гномов, волшебный мешочек, елка без украшения, письмо от гномов, музыкальное сопровождение, доска, стека, салфетки. |
1 |
20.12.2023 |
|
13. «Подарки Деда Мороза» |
Учить лепить полуобъемные фигурки из теста в соответствии с замыслом. Воспитывать любознательность, самостоятельность. |
Солёное тесто, доска, стека, салфетки, таз с водой. |
1 |
27.12.2023 |
|
14.»Рождественский венок» |
Продолжать учить детей создавать изделия из солёного теста, развивать творческое воображение, художественный вкус, развивать чувство формы, способности к композиции. |
Солёное тесто, венок, фото венков, стеки, кисти, мелкие пуговички, горошины, бусины, доска, салфетки. |
1 |
17.01.2024 |
|
15. «Мышка на сыре» |
Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе; закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, раскатывание, сплющивание, сглаживание краев. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. |
Кусочек жёлтого и серого теста, готовое изделие – образец, стеки, трубочки или колпачки от фломастера, зёрна гречки для глаз, салфетки, дощечки для лепки. |
1 |
24.01.2024 |
|
16. «Медвежонок»
|
Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, соединения готовых частей. Использование отеки для прорезания и разрезывания деталей. Формирование навыков самостоятельности, доброжелательности. Воспитание усидчивости.
|
Картинки с изображением диких животных, солёное тесто коричневого, черного, белого цветов, стеки, стаканчик с водой, плюшевый медведь, доска, стека, салфетки. |
1 |
31.01.2024 |
|
17.«Подарок папе» |
Вызывать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками; учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета; развивать творческое воображение, композиционные умения, воспитывать заботливое отношение к близким людям. |
Кружки разных видов, стеки, соленое тесто, образец изделия, кисточки, стаканчик с водой. доска, стека, салфетки. |
1 |
07.02.2024 |
|
18. «Рамка для фотографии» |
Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. |
Картон, цветное тесто, карандаш простой, стеки, скалки, зубочистки, ёмкость с водой, салфетки, салфетки. |
1 |
14.02.2024 |
|
19. «Валентинки» |
Учить работать с шаблонами, дополнять поделку выразительными деталями. Формировать умение планировать свою работу. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать. |
Трафарет сердца, пайетки, бусинки для украшения, доска, стека, салфетки. |
1 |
21.02.2024 |
|
20. «Букет в вазе» |
Закреплять умения и навыки работы с пластичным материалом - тестом. Развивать глазомер, мелкую моторику. Учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур. Воспитывать любознательность, самостоятельность. |
Картон для фона, солёное тесто, колпачок фломастера, чечевица или гречка, доска, стека, салфетки. |
1 |
28.02.2024 |
|
21.«Розы для мамы» |
Учить лепить цветы из соленого теста, используя различные приемы: раскатывание теста между ладонями, отщипывание мелких деталей, соединение мелких частей с использованием воды. Закреплять знания о строении цветов. Вызывать желание дополнять созданное изображение деталями, украшать стекой. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать.
|
Солёное тесто красного и зелёного цвета, картонная заготовка для основы, доска, стека, салфетки. |
1 |
06.03.2024 |
|
22. «Бусы и браслеты» |
Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).Развивать художественный вкус. |
Солёное тесто, верёвочки, доска, стека, трубочки, печатки, бусы, браслеты, салфетки. |
1 |
13.03.2024 |
|
23.«Красивый медальон» |
Закрепить умение лепить шар и сплющивать его между ладоней. Учить пользоваться формами для теста(печенья). Учить украшать изделия, используя бисер, бусины. Развивать чувство формы, цвета, композиции. |
Формочки-сердечки, ленточки, крышки от фломастеров, бисер, бусины, доска, стека, салфетки. |
1 |
20.03.2024 |
|
24. «Птичкин день» |
Учить лепить фигурки птиц, прочно скрепляя детали. Воспитывать бережное отношение к пернатым, любознательность, самостоятельность. |
Солёное тесто, бисер, бусинки, доска, стека, салфетки. |
1 |
27.03.2024 |
|
25. «Рыбки» |
Учить выполнять фигурки рыб, устанавливать их на подставку, развивать чувство формы, пропорции, цвета. |
Цветное солёное тесто, колпачки от фломастеров бросовый и природный материал доска, стека, салфетки. |
1 |
03.04.2024 |
|
26. «Морская черепашка» |
Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря». Воспитывать любознательность, самостоятельность |
Образец, картинка с изображением черепахи, доска, стека, салфетки, |
1 |
10.04.2024 |
|
27. «Улитка и гусеничка» |
Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины). Воспитывать любознательность, самостоятельность. |
Большой зелёный лист бумаги, окрашенное солёное тесто светло-коричневого и тёмно-коричневого цветов, зубочистки, доска, стека, салфетки. |
1 |
17.04.2024 |
|
28. «Пирожные и кексы» |
Обучать детей модульной лепке (созданию образа из нескольких одинаковых элементов - модулей); помочь освоить элементарные приемы в лепке (раскатывание теста разными способами, скатывания и вдавливания пальцами теста, используя печатки, шаблоны Формировать умение планировать свою работу. Воспитывать любознательность, самостоятельность. |
Цветное солёное тесто, скалка, доска, стека, салфетки.
|
1 |
24.04.2024 |
|
29. «Пасхальный сувенир» |
Познакомить детей с народными пасхальными традициями. Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Учить детей работать с солёным тестом: пользоваться шаблоном, обрезать стекой, закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его по поделке. |
Солёное тесто разных цветов, шаблоны яиц, стека, дощечка, набор злаков для украшения, салфетки. |
1 |
02.05.2024 |
|
30. «Желтоглазая ромашка»
|
Дать детям представление о внешнем виде ромашки пластическими средствами. Освоить конструктивный способ лепки - моделирование ромашки из 6-8 овальных лепестков белого цвета и круглой серединки жёлтого цвета. Развивать чувство формы, мелкой моторики, учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. |
Тесто белое и жёлтое, картон или диск для фона, стека, салфетки, вода, иллюстрация ромашки. |
1 |
08.05.2024 |
|
31. «Натюрморт на тарелке» |
Учить составлять общие композиции, закрепить полученные ранее навыки Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус. |
Тесто солёное, игрушка Ёжик, муляжи фруктов, круглая пластиковая тарелка, картон А3 доска, стека, салфетки. |
1 |
15.05.2024 |
|
32. Раскрашивание натюрморта |
Учить закрашивать готовую поделку аккуратно, правильно держать кисть, промывать её. |
Краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, клеёнка. |
1 |
22.05.2024 |
|
33. «Ладошки дружбы» |
Расширить представления детей о понятии дружба, друг, учить делать отпечаток ладошкой, украшать по желанию. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
СД диск для фона, пайетки, бусинки, штампики, доска, стека, салфетки. |
1 |
29.05.2024 |
|
Планируемые результаты Программы
К концу года дети могут научиться работать самостоятельно и совместно:
-отрывать куски от большого кома;
- соединять куски в одно целое;
- лепить;
- скатывать ком между ладонями прямыми, круговыми движениями рук;
- соединять, вытягивать, прищипывать и сплющивать;
- раскатывать и вырезать;
-работать с инструментами и приспособлениями;
-готовить и убирать рабочее место;
-размечать детали;
-фантазировать.
-закрепить правила безопасности работы с «опасными» материалами и приспособлениями.
Комплекс организационно-педагогических условий
Занятия с детьми будут проходить в методическом кабинете.
Оборудование: столы и стулья для детей, магнитная доска, образцы.
Перечень дидактического материала и оборудования:
-солёное тесто;
-доски для лепки;
-разноцветная гуашь;
-кисти;
-картон;
-акварель;
-скалка;
-формочки.
Семечки, бечёвка, проволока, макароны разной формы, клеёнка, пайетки, бусинки, веточки, зубочистки.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-организация выставок детских работ для родителей.
-презентация - фотоотчет о проделанной работы за год.
-выступление на педагогическом совете.
Формы проведения педагогической диагностики
Методика1. Педагогом организуется наблюдение за детьми в ходе лепки. Детям предлагается солёное тесто. В процессе наблюдения педагог отслеживает испытывает ли ребенок интерес и желание действовать с тестом.
Методика2. Ребенку предлагается слепить предмет круглой формы и оформить его по желанию.
Методика3. Ребенку предлагается представить свою работу. Перечислить используемый материал.
Методика4. Педагогом организуется наблюдение за детьми в ходе лепки. В процессе наблюдения педагог оценивает сформирован ли у ребенка навык безопасного использования солёного теста.
1.Навык сформирован.
2.Навык на стадии формирования.
3.Навык не сформирован.
2. Критерии оценки знаний, умений и навыков:
Средний уровень:
Внимателен, выполняет инструкции взрослого.
Активен, заинтересован.
Знает начальные принципы композиции.
Высокий уровень:
В совершенстве владеет навыками работы с тестом.
Заинтересован, увлечен.
Самостоятельно выбирает способ изображения предмета с помощью теста.
Старается вносить в работу элементы творчества.
Применяет полученные навыки не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни.
Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.
Средства диагностики:
Отзывы родителей.
Тестирование детей (моторика ребёнка).
Список литературы
1. Знатных Ольга, сост. Дородин Ю.Г. Мезенская роспись. – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
2. Костина Катя Лубочные картинки – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
3. Кискальт И. «Солёное тесто» - М. Провиздат, 2004 г.
4. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.
5. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.
6. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем. - Издательский дом «Цветной мир». -2012
7. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста. - Издательский дом «Цветной мир». -2012
8. Зимина Н.В. Шедевры из солёного теста. - ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009
9. Хоменко В. А. «Соленое тесто: шаг за шагом» Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2007тр
10.Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
12.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
13.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
14.Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
15.Глебова И.Ю., Тупичкина Е.А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.
16. Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.