Дополнительная образовательная программа по тестопластике "Мукасольки" для детей средней группы.

  

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12»

 

 

ПРИНЯТО

педагогическим советом

от протокол № 01-11/47 от 31.08.2023г

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего «МДОУ №12»

от 31.08. 2023г. № -ДОП

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

«Мукосольки»

для детей дошкольного возраста

 

Возраст воспитанников: 4-5 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

Воспитатель

1 кв. категории

Курганская Л.В.

 

 

 

Ухта

2023г

 

 

Содержание

Страница

Пояснительная записка

3

Цели и задачи программы.

4

Календарный учебный график

5

Учебный план

6

Календарно-тематическое планирование

7

Планируемые результаты

14

Комплекс организационно-педагогических условий

15

Список используемых источников

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Направленность предлагаемой дополнительной образовательной программы «Мукосольки» художественно-эстетическая, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей.

Актуальность. Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности является лепка.

Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.

Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий, пластичный и универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные идеи и замыслы. Таким образом, тестопластика обладает большим развивающим потенциалом.

Экспериментирование с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания детей об их свойствах и возможностях применения. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Всё это способствует развитию смелости и гибкости мышления у детей.

 

Отличительные особенности. Занятия по художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках в дальнейшем развитии.

Занятия, направленные на активизацию мыслительной и трудовой деятельности, на развитие мелкой моторики рук, любознательности и творческого потенциала, и совместное сотрудничество ребенка и взрослого.

В процессе творчества дети учатся создавать вещи своими руками и руками педагога, познают загадки, радости и разочарования созидания, все это важные составляющие процесса обучения и развития. Каким бы не вышел шедевр, будь он просто ярким куском или экспонатом, достойным выставки, для ребенка это только результат, а не причина заниматься творчеством в первую очередь. Самая главная задача взрослого в этом возрасте поддерживать детский интерес.

Занимаясь лепкой, дети развиваются интеллектуально и творчески. Они чувствуют себя творцами, способными подчинить собственной воле материал и создать из него образ. Дети учатся планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Ребёнок испытывает радость и наслаждение от результатов своего труда. Дети получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Они раскрепощаются, перестают бояться, что у них что-то не получится.

Адресат программы: Программа адресована детям 4-5 лет.

Объем программы: 1 раз в неделю по 1 часу, всего 33 часа в год.

Форма организации образовательного процесса: подгрупповая.

Виды занятий: игровые, тематические

Режим занятий:

Год обучения

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность 1 часа

1уч. год

1 раз в неделю по 1 часу

1 акад. час = 20 мин.

Цель и задачи программы

Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Обучающие:

-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством тестопластики.

-Учить основным приемам тестопластики (раскатывание прямыми движениями, раскатывание круговыми движениями, отщипывание, вдавливание, сплющивание, разминание, скрепление).

-Закрепить ранее полученные навыки работы с соленым тестом, показать новые приемы лепки.

-Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

-Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Воспитательные:

-Воспитывать навыки аккуратной работы.

-Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

-Помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста.

-Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

-Воспитывать личностные качества выдержку, терпение, желание доводить начатую работу до конца.

 

 

Календарный учебный график

Дата

начала

учебного года

Дата окончания

Учебного года

Количество

учебных

недель

Продолжительность

каникул

Сроки контрольных

процедур

02.10.2022

31.05.2023

33 недели

09.01.-15.01.2023

Декабрь 2023-

Май2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

 

Наименование разделов, тем

Кол-во

1

Вводное занятие «Весёлые пекари»

1

2

«Грибочки на пенёчке»

1

3

«Весёлые овощи»

1

4

«Ёжик босоногий по лесу идёт»

1

5

«Корзина фруктов»

1

6

«Подковка»

1

7

«Котик»

1

8

«Осьминог»

1

9

«Пингвин на льдине»

1

10

«Снеговики»

1

11

«Ёлочка»

1

12

«Украшения для ёлочки»

1

13

«Подарки Деда Мороза»

1

14

«Рождественский венок»

 

15

«Мышка на сыре»

1

16

«Медвежонок»

1

17

«Подарок папе» (кружка)

1

18

«Рамка для фотографии»

1

19

«Валентинки»

1

20

«Букет в вазе»

1

21

«Подарок маме»

1

22

«Бусы и браслеты»

1

23

«Красивый медальон»

1

24

«Птичкин день»

1

25

«Рыбки»

1

26

«Морская черепашка»

1

27

«Улитка и гусеничка»

1

28

«Пирожные и кексы»

1

29

«Пасхальный сувенир»

1

30

«Желтоглазая ромашка»

1

31

«Натюрморт»

1

32

Раскрашивание натюрморта

1

33

«Ладошки дружбы»

1

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятий

Программное содержание

Материалы и оборудование

Кол-во

часов

Дата

проведения

Дата

Проведения по

факту

1.Вводное занятие «Весёлые пекари»

Создать все условия для реализации и развития творческих способностей у детей, поощрять желание фантазировать и превращать фантазию в осязаемый продукт. Воспитывать интерес к лепке из солёного теста

Соль мелкая, мука, вода, посуда, дощечки для лепки, салфетки, стеки, образцы тестопластики и иллюстрации готовых изделий из соленого теста.

1

04.10.2023

 

2.«Грибочки на пенёчке»

закреплять навыки детей раскатывать пластилин колбаской, скатывать шар, учить детей лепить грибы, передавая относительную величину и вогнутый вид шляпок. Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Вызывать у детей радостное настроение, удовлетворение от проделанной

работы.

Картинка с грибами; карточки «что лишнее», муляжи грибов, пенёк, доски, салфетки.

1

11.10.2023

 

3.«Весёлые овощи»

Продолжать знакомить детей с тестом как художественным материалом. Развивать чувство формы. Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характерные особенности Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность.

Картинки и муляжи овощей в корзинке, доски, стеки, салфетки.

1

18.10.2023

 

4.«Ёжик босоногий по лесу идёт»

Учить детей делать выразительные детали (иголки) при помощи ножниц, дополнять поделку деталями (нос, глаза, яблоко, листок). Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Образцы для лепки, соленое тесто, дощечки, салфетки, пенопластовые шарики или шарики из фольги диаметром 3-4 см, ножницы, семечки.

1

25.10.2023

 

5.«Корзина фруктов»

Учить выполнять поделку с элементами плетения жгутами, надёжно скреплять детали между собой, лепить знакомые фрукты, развивать способности к композиции. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали, работая пальцами.

Корзина с фруктами(муляжи), картинки с изображением фруктов,

чудесный мешочек с фруктами или муляжами (яблоко, груша, апельсин); соленое тесто (заранее приготовленное, трех цветов) конверт с загадками – описаниями,

проволока для мелких деталей, доска, стека, салфетки.

1

01.11.2023

 

6. «Подковка»

Расширить кругозор, познакомить с народными традициями и обычаями, обучить новым способами лепки из соленого теста, научить делать обереги. Воспитывать самостоятельность, активность

Развивать способности к формообразованию и композиции.

Фотоиллюстрации и образцы оберегов, тесто жёлтого цвета, картонная заготовка подковы, бусинки, пайетки, ленточки, доска, стека, салфетки.

1

08.11.2023

 

7. «Котик»

Закреплять умения задумывать содержание своей работы. Научить лепить фигуру кота в движении или позе из солёного теста. Развивать творческие способности; используя ранее усвоенные способы лепки. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

Картинки с изображение котов, фон для поделки, тесто оранжевого, белого и чёрного цвета, доска, стека, салфетки.

1

15.11.2023

 

8. «Осьминог»

Учить передавать в лепке сходство и характерные особенности осьминога. Сформировать умение расположение. лепить осьминога из нескольких отдельных частей: голова, щупальцы, соблюдая пропорции и пространственное расположение. Закреплять приёмы скатывания шариков, придание им цилиндрической формы, (щупальцы), сплющивания (глаз) и соединения частей путём

п примазывания. Воспитывать у детей аккуратность.

Тесто фиолетового цвета, природный материал, иллюстрации с изображением осьминога, готовый образец осьминога из солёного теста, морской фон для поделок

 

 

 

 

 

доска, стека, салфетки.

1

22.11.2023

 

9. «Пингвин на льдине»

Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Солёное тесто (чёрное, белое, оранжевое, голубое, зелёное, красное), стеки, доски, баночки для воды, кисточки, чёрные бусины, синельная проволока разных цветов.

 

 

 

1

29.11.2023

 

10. «Снеговики»

 

Развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет (образец) и передавать в лепке его форму и строение, применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание и др., вызвать у детей радостное настроение, приучать лепить детей соленым тестом, закреплять знания времен года, зимних месяцев, об изменениях в природе с наступлением зимы.

Игрушка снеговик, образец.

соленое тесто, салфетка, дощечка, вода, стеки, салфетки.

1

06.12.2023

 

11. «Ёлочка»

Закрепить умение раскатывать комок теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке. Развивать навыки аккуратной лепки, умение работать со стекой (обрезать лишнее тесто) .

Шаблон ёлочки на каждого ребенка, образец поделки, солёное тесто зелёного цвета, доска, стека, салфетки.

1

13.12.2023

 

12. «Украшения для ёлочки»

Развивать чувство формы, продолжаем учить детей лепить из солёного теста фигурки, путём раскатывания пласта теста и выдавливания формочками. Развивать творческое воображение. Воспитываем эстетический вкус, аккуратность, желание доводить начатое до конца, радоваться результату.

Солёное тесто, миска с водой, формочки, зубочистки, стеки, палочки для раскатывания теста, колпачки для гномов, волшебный мешочек, елка без украшения, письмо от гномов, музыкальное сопровождение, доска, стека, салфетки.

1

20.12.2023

 

13. «Подарки Деда Мороза»

Учить лепить полуобъемные фигурки из теста в соответствии с замыслом. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Солёное тесто, доска, стека, салфетки, таз с водой.

1

27.12.2023

 

14.»Рождественский венок»

Продолжать учить детей создавать изделия из солёного теста, развивать творческое воображение, художественный вкус, развивать чувство формы, способности к композиции.

Солёное тесто, венок, фото венков, стеки, кисти, мелкие пуговички, горошины, бусины,

доска, салфетки.

1

17.01.2024

 

15. «Мышка на сыре»

Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе; закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, раскатывание, сплющивание, сглаживание краев. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

Кусочек жёлтого и серого теста, готовое изделие – образец, стеки, трубочки или колпачки от фломастера, зёрна гречки для глаз, салфетки, дощечки для лепки.

1

24.01.2024

 

16. «Медвежонок»

 

Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, соединения готовых частей. Использование отеки для прорезания и разрезывания деталей. Формирование навыков самостоятельности, доброжелательности.

Воспитание усидчивости.

 

Картинки с изображением диких животных, солёное тесто коричневого, черного, белого цветов, стеки, стаканчик с водой, плюшевый медведь, доска, стека, салфетки.

1

31.01.2024

 

17.«Подарок папе»

Вызывать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками; учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета; развивать творческое воображение, композиционные умения, воспитывать заботливое отношение к близким людям.

Кружки разных видов, стеки, соленое тесто, образец изделия, кисточки, стаканчик с водой.

доска, стека, салфетки.

1

07.02.2024

 

18. «Рамка для фотографии»

Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Картон, цветное тесто, карандаш простой, стеки, скалки, зубочистки, ёмкость с водой, салфетки, салфетки.

1

14.02.2024

 

19. «Валентинки»

Учить работать с шаблонами, дополнять поделку выразительными деталями. Формировать умение планировать свою работу. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать.

Трафарет сердца, пайетки, бусинки для украшения,

доска, стека, салфетки.

1

21.02.2024

 

20. «Букет в вазе»

Закреплять умения и навыки работы с пластичным материалом - тестом. Развивать глазомер, мелкую моторику. Учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Картон для фона, солёное тесто, колпачок фломастера, чечевица или гречка,

доска, стека, салфетки.

1

28.02.2024

 

21.«Розы для мамы»

Учить лепить цветы из соленого теста, используя различные приемы: раскатывание теста между ладонями, отщипывание мелких деталей, соединение мелких частей с использованием воды. Закреплять знания о строении цветов. Вызывать желание дополнять созданное изображение деталями, украшать стекой. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать.

 

Солёное тесто красного и зелёного цвета, картонная заготовка для основы, доска, стека, салфетки.

1

06.03.2024

 

22. «Бусы и браслеты»

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).Развивать художественный вкус.

Солёное тесто, верёвочки, доска, стека, трубочки, печатки, бусы, браслеты, салфетки.

1

13.03.2024

 

23.«Красивый медальон»

Закрепить умение лепить шар и сплющивать его между ладоней. Учить пользоваться формами для теста(печенья). Учить украшать изделия, используя бисер, бусины. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

Формочки-сердечки, ленточки, крышки от фломастеров, бисер, бусины, доска, стека, салфетки.

1

20.03.2024

 

24. «Птичкин день»

Учить лепить фигурки птиц, прочно скрепляя детали. Воспитывать бережное отношение к пернатым, любознательность, самостоятельность.

Солёное тесто, бисер, бусинки,

доска, стека, салфетки.

1

27.03.2024

 

25. «Рыбки»

Учить выполнять фигурки рыб, устанавливать их на подставку, развивать чувство формы, пропорции, цвета.

Цветное солёное тесто, колпачки от фломастеров бросовый и природный материал

доска, стека, салфетки.

1

03.04.2024

 

26. «Морская черепашка»

Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря». Воспитывать любознательность, самостоятельность

Образец, картинка с изображением черепахи, доска, стека, салфетки,

1

10.04.2024

 

27. «Улитка и гусеничка»

Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины). Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Большой зелёный лист бумаги, окрашенное солёное тесто светло-коричневого и тёмно-коричневого цветов, зубочистки,

доска, стека, салфетки.

1

17.04.2024

 

28. «Пирожные и кексы»

Обучать детей модульной лепке (созданию образа из нескольких одинаковых элементов - модулей); помочь освоить элементарные приемы в лепке (раскатывание теста разными способами, скатывания и вдавливания пальцами теста, используя печатки, шаблоны

Формировать умение планировать свою работу. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Цветное солёное тесто, скалка,

доска, стека, салфетки.

 

1

24.04.2024

 

29. «Пасхальный сувенир»

Познакомить детей с народными пасхальными традициями. Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Учить детей работать с солёным тестом: пользоваться шаблоном, обрезать стекой, закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его по поделке.

Солёное тесто разных цветов, шаблоны яиц, стека, дощечка, набор злаков для украшения, салфетки.

1

02.05.2024

 

30. «Желтоглазая ромашка»

 

Дать детям представление о внешнем виде ромашки пластическими средствами. Освоить конструктивный способ лепки - моделирование ромашки из 6-8 овальных лепестков белого цвета и круглой серединки жёлтого цвета. Развивать чувство формы, мелкой моторики, учить доводить начатое дело до конца.

Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

Тесто белое и жёлтое, картон или диск для фона, стека, салфетки, вода, иллюстрация ромашки.

1

08.05.2024

 

31. «Натюрморт на тарелке»

Учить составлять общие композиции, закрепить полученные ранее навыки Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.

Тесто солёное, игрушка Ёжик, муляжи фруктов, круглая пластиковая тарелка, картон А3

доска, стека, салфетки.

1

15.05.2024

 

32. Раскрашивание натюрморта

Учить закрашивать готовую поделку аккуратно, правильно держать кисть, промывать её.

Краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, клеёнка.

1

22.05.2024

 

33. «Ладошки дружбы»

Расширить представления детей о понятии дружба, друг, учить делать отпечаток ладошкой, украшать по желанию. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

СД диск для фона, пайетки, бусинки, штампики, доска, стека, салфетки.

1

29.05.2024

 

 

 

 

Планируемые результаты Программы

К концу года дети могут научиться работать самостоятельно и совместно:

-отрывать куски от большого кома;

- соединять куски в одно целое;

- лепить;

- скатывать ком между ладонями прямыми, круговыми движениями рук;

- соединять, вытягивать, прищипывать и сплющивать;

- раскатывать и вырезать;

-работать с инструментами и приспособлениями;

-готовить и убирать рабочее место;

-размечать детали;

-фантазировать.

-закрепить правила безопасности работы с «опасными» материалами и приспособлениями.

 

Комплекс организационно-педагогических условий

Занятия с детьми будут проходить в методическом кабинете.

Оборудование: столы и стулья для детей, магнитная доска, образцы.

Перечень дидактического материала и оборудования:

-солёное тесто;

-доски для лепки;

-разноцветная гуашь;

-кисти;

-картон;

-акварель;

-скалка;

-формочки.

Семечки, бечёвка, проволока, макароны разной формы, клеёнка, пайетки, бусинки, веточки, зубочистки.

 

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-организация выставок детских работ для родителей.

-презентация - фотоотчет о проделанной работы за год.

-выступление на педагогическом совете.

 

Формы проведения педагогической диагностики

 

  1. Методика диагностического обследования достижений детей 4-5 лет.

Методика1. Педагогом организуется наблюдение за детьми в ходе лепки. Детям предлагается солёное тесто. В процессе наблюдения педагог отслеживает испытывает ли ребенок интерес и желание действовать с тестом.

Методика2. Ребенку предлагается слепить предмет круглой формы и оформить его по желанию.

Методика3. Ребенку предлагается представить свою работу. Перечислить используемый материал.

Методика4. Педагогом организуется наблюдение за детьми в ходе лепки. В процессе наблюдения педагог оценивает сформирован ли у ребенка навык безопасного использования солёного теста.

1.Навык сформирован.

2.Навык на стадии формирования.

3.Навык не сформирован.

 

2. Критерии оценки знаний, умений и навыков:

Средний уровень:

 Внимателен, выполняет инструкции взрослого.

 Активен, заинтересован.

 Знает начальные принципы композиции.

Высокий уровень:

 В совершенстве владеет навыками работы с тестом.

 Заинтересован, увлечен.

 Самостоятельно выбирает способ изображения предмета с помощью теста.

 Старается вносить в работу элементы творчества.

 Применяет полученные навыки не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни.

 Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.

Средства диагностики:

 Отзывы родителей.

 Тестирование детей (моторика ребёнка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Знатных Ольга, сост. Дородин Ю.Г. Мезенская роспись. – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.

2. Костина Катя Лубочные картинки – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.

3. Кискальт И. «Солёное тесто» - М. Провиздат, 2004 г.

4. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.

5. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.

6. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем. - Издательский дом «Цветной мир». -2012

7. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста. - Издательский дом «Цветной мир». -2012

8. Зимина Н.В. Шедевры из солёного теста. - ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009

9. Хоменко В. А. «Соленое тесто: шаг за шагом» Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2007тр

10.Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

12.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

13.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.

14.Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

15.Глебова И.Ю., Тупичкина Е.А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.

16. Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве