Каждая личность, принадлежащая к той или иной национальности, соединяет в себе представления о своей национальности, принадлежности к ней, ценностные установки к другим национальностям.
Важной методологической установкой в настоящее время выступает ориентация воспитателей на то, чтобы национальные ценности при ознакомлении детей с жизнью, бытом, культурой определенного народа органически сочеталось с общечеловеческими.
Народное творчество занимает значительное место в воспитательной работе детских садов. Через него в доступных формах и на близком по содержанию материале дети усваивают язык своего народа, его нравы, обычаи, черты характера, чувства дружбы и симпатии к другим народам. В народном творчестве заключен богатейший воспитательный материал, который вводит ребенка в более широкий мир деятельности человека, раскрывает жизнь народа, его культуру в новых для него чертах и образах.
Новый материал ребенок быстрее усвоит, если использовать игровые моменты и ситуации.
Особенности внутренней планировки народного жилища
У народа коми каждый дом объединяет жилые помещения двух видов: кухни и комнаты (горница, комната). Внутренняя планировка избы-кухни довольно проста. По всей территории Коми замечено только два типа внутренней планировки кухни (кукня).
В поселениях по рекам Сысоле, верхней Вычегде и верхней Печоре печь (пач) почти всегда, за исключением самых новых построек, находится у стены, противоположной входу, в самом углу и устьем (пач вом) обращена к двери. Этот тип планировки избы является наследием далекого прошлого. Он возник еще тогда, когда наши предки жили в землянках и полуземлянках, единственным источником света в которых была открытая дверь. И в тех условиях это расположение печи было единственно возможным и даже удобным.
Передний (красный) угол находится в углу, прилежащем ко входу. В старое время там стоял длинный узкий стол, вдоль стен были лавки, над которыми под потолком находились полки. А в самом углу на особых полочках стояли иконы. Лавки, вытесанные из цельного бревна, были массивными и широкими. Ночью они использовались вместо кроватей. Кроме лавок имелось переносные скамьи и табуретки.
Часть избы перед печью, считающаяся женской половиной, обычно отделяется от основного помещения или занавеской, или перегородкой, которые прикрепляются к особым брусам, идущим от чела печи до стены. На них хозяйка держала различные необходимые в обиходе предметы. В женской половине у стены ставился второй стол для приготовления пищи, а вдоль стены тянулся залавок—невысокий, узкий, длинный ящик, служащий для хранения кухонной утвари. Там же в углу устраивались и ручные жернова.
В остальных районах республики — печь в кухне стоит в углу у стены направо или налево от двери и устьем повернута к окнам стены, противоположной входу.
Второе жилое помещение в доме—комната (летняя изба, горница). В ней никогда не бывает русской печи.
Раньше горницы были только парадными помещениями, но теперь в них живут постоянно . Главным образом там помещаются молодые члены семьи, старшие дети, особенно женатые сыновья и замужние дочери. Старики большую часть времени проводят на кухне. В комнатах никогда не обедают (питание всегда происходит на кухне).
Исключительно важное место в доме имеет печь. В кухне она всегда русская, сложенная из необожженного кирпича или битая из глины с примесью мякины или сенной трухи. Кроме русской печи, во многих избах для дополнительного обогревания помещения теперь имеются плиты или маленькие камины (пони пач). Черная печь раньше занимала почти половину помещения. Печи с трубами стали поменьше, но и им требовалось не меньше четверти пространства кухни. С печью у народа было связано много суеверий. Обычный набор мебели в крестьянском доме—стол и пристенные скамьи, сундук для одежды, иногда кровать у входа для старших членов семьи.
Украшения интерьера традиционной избы
Основной принцип декора деревянного дома—украшение его главных конструктивных элементов—сохраняется во внутренних помещениях. Красный угол, полати, врезные потолки, двери, простенок голбца, опечье—все это украшалось несложной фигурной и контурно-прорезной резьбой, реже росписью.
Убранство внутреннего интерьера жилища органично сочеталось с оформлением мебели, различной бытовой утвари и деревянной посуды. В декоре шкафов, диванов, стульев и детских люлек встречается фигурная резьба, характерная для внешнего оформления жилища.
В орнаментальном оформлении деревянной посуды и различной бытовой утвари у коми преобладают геометрические композиции, выполненные в технике плоскостной резьбы. Орнамент наносится узкими бороздами, подчеркивая изящные формы посуды и утвари.
Берестяные туески, коробы и солонки украшались прорезным и тисненым орнаментом. Плетенная из можжевеловых, кедровых и еловых корней посуда специально не украшались. Однако чрезвычайная гибкость этих корней позволяла мастеру придавать плетеной посуде с фактурой, напоминающей ткань, выразительные пластические формы.
У коми в живописном оформлении внутреннего интерьера жилищ и мебели преобладают растительные (цветочные) мотивы, на посуде и орудиях ткачества—геометрические. На сундуках, коробах и прялках изредка встречается сюжетная роспись—различные сцены из быта и фольклора, написанные в стиле лубочных картинок.
Традиции орнаментальной росписи по дереву у коми угасают в начале 20 века и повсеместно вытесняются сплошным окрашиванием деревянных изделий в один цвет. Резьба по дереву, плетение из корней сохраняются в среде сельского населения и ныне. Утраченные приемы художественной обработки дерева возрождаются, получают свое дальнейшее развитие в работах современных коми художников-прикладников, на республиканских предприятиях художественных промыслов.
Особенности организации и подбора дидактической игры при ознакомлении дошкольников с интерьером коми жилища
Закрепление полученных представлений об интерьере коми жилища организовали как на занятиях (изодеятельности, художественного конструирования, краеведения, экологии, ознакомления с окружающим, развитие речи), так и в свободное время.
С этой целью подобрали, разработали серию дидактических игр, в содержание которых включен материал по традиционным жилищам и изделиям декоративно-прикладного искусства коми народа.
В дидактических играх легко интегрируется разнообразное содержание народного искусства, а игра легко включается в любое занятие, позволяет повысить интерес детей к традиционной культуре, активизирует их деятельность, способствует закреплению пройденного материала, развитию мыслительных операций.
Основная цель включения дидактически игр в учебно-воспитательный процесс ДОУ—это формирование интереса дошкольников к прикладному искусству народа коми и закрепление представлений о предметах домашнего быта и объектах традиционного северного зодчества.
К дидактическим играм я предъявляются следующие требования:
1.Народное прикладное искусство коми, а именно традиционные жилища, предметы домашнего обихода и утварь, должны стать в основе содержания дидактических игр.
2.Содержание игр подбиралось в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
3.Продумала вариативность игр.
4.При изготовлении дидактических игр я использовала не только картон и бумагу, но и традиционные поделочные материалы (береста, замша, кожа, мех).
5. Дидактические игры носят воспитывающий и развивающий характер.
В процессе дидактических игр уточнять и закреплять представления детей об интерьере северной избы, о различных предметах быта, которые, становясь потом объектом художественного творчества, позволяют детям не только зафиксировать их внешний вид, но и передать характерные черты и детали.
Несложные дидактические игры дошкольники старшей и подготовительной группы изготавливали под руководством педагогов. Участвуя в процессе создания игры, дошкольники в деятельной форме познавали и отражали элементы народного искусства коми. Взаимосвязь изобразительной, конструктивной деятельности с игрой создавало у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это, в свою очередь, обеспечивало ее эффективность.
Результат деятельности получался более высоким, т.к. ребенок не просто рисовал, вырезал и наклеивал, а передавал в изображениях образы игры, создавал игры, что способствовало развитию его творчества.
Цикл занятий по ознакомлению детей 5-7 с интерьером традиционной избы
Занятие № 1. Тема «В гостях у бабушки».
Цель: Познакомить детей с внутренним строением и обустройством деревянного дома.
Словарная работа: зимняя (теплая—шоныд), летняя (холодная—кодзыд) половина дома, печь (пач), лавка(лабич), полати(полать), комната(жыр), забор (потшос).
Материал: сувениры и подарки, изготовленные руками детей.
Предварительная работа: беседа с детьми об особенностях внешнего вида деревянного дома коми.
Занятие № 2. Тема «Обустройство коми дома»
Цель: Закрепить представления детей о внутреннем обустройстве дома, названий на коми языке, назначении, местоположении основных предметов быта. Вызвать желание активизировать имеющиеся представления.
Словарная работа: внутреннее обустройство дома (керка пытшкос), люлька (потан), полка (джадж), половик (джлдждора). Занятие проводится по подгруппам в этно-бытовом музее детского сада.
Подготовка помещения музея: «русская печь», по величине и конструкции приближенная к натуральной. В центре помещения собраны различные предметы быта, стоят стол, скамейки, полки, сундук, детская люлька, свернуты домотканные дорожки.
Занятие № 3.Тема «В каждом доме толстая маланья». (Быд керкаын кыз малань). (Ознакомление детей с печью).
Цель: Конкретизировать сведения о печке как важнейшем (главном) элементе северного дома. Вызвать теплые чувства к быту коми людей.
Словарная работа: хозяйка, коми женщина—коми ань, печь—пач, ухват—укват, лопатка—зыр.
Занятие проводится в помещении коми-избы детского сада .
Занятие № 4. Тема «Ознакомление детей с посудой» (дозмук).
Цель: Уточнить представления детей о посуде, изготовленной из различного природного материала, ее назначение.
Словарная работа: посуда (дозмук), тарелка (тасьтi), ложка (пань), солонка (сов доз), лоток для рыбы (чери латка).
Подготовка материала: различная по назначению и материалам посуда.
Занятие проводится в коми-избе детского сада.
Загадки к теме «Интерьер коми крестьянской избы»
Дидактические игры, применяемые при ознакомлении детей с интерьером традиционной северной избы
Логическое лото на материале экстерьера и интерьера избы.
Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение классифицировать предметы по заданному признаку. Закрепить названия предметов и частей дома.
Материал: четыре большие карточки, каждая поделена на четыре части, одна часть содержит изображение предмета быта или части дома. Двенадцать маленьких карточек с изображениями предметов быта и частей дома.
Вариант 1: игрок должен разложить маленькие карточки на четыре большие, согласно заданной картинке на большой карточке.
Вариант 2: выбирается ведущий, который вытаскивает из мешочка картинку и называет изображенный предмет. Участники игры, в данном случае двое или четверо детей (соответственно им раздается по две или одной карточке каждому), поднимают руку, если предмет соответствует их заданной картинке на большой карточке. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех соберет все картинки.
Лото на материале традиционных предметов быта, одежды, элементов зодчества
Цель: формировать интерес к элементам народного искусства коми, поупражняться в названии традиционных предметов быта, элементов одежды, зодчества, развивать внимание, быстроту реакции.
Материал: четыре большие карточки, каждая с шестью рисунками традиционных предметов быта, элементов одежды, частей дома. Двадцать четыре маленьких карточки с аналогичными рисунками.
Вариант 1: игрок должен разложить маленькие карточки на изображения больших карточек, подбирая одинаковые картинки.
Вариант 2: выбирается ведущий, который вытаскивает из мешочка картинку и называет изображенный предмет. Участники игры, в данном случае двое или четверо детей (соответственно им раздается по две или одной карточке каждому), поднимают руки, если названный предмет изображен на их больших карточках. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех соберет все картинки.
Отгадай - ка (краеведческое лото)
Цель: закрепить и обогатить представления детей о традиционной посуде и домашней утвари, способствовать развитию логического мышления.
Материал: две большие карточки с девятью изображениями традиционной посуды и утвари каждая, восемнадцать маленьких карточек с аналогичными изображениями, загадки о нарисованных предметах.
Вариант 1: ведущий поочередно берет, предварительно перемешанные и положенные «лицом» вниз маленькие карточки и читает написанную загадку. Тот из детей, кто знает ответ, поднимает руку и называет предмет. Если ответ правильный, то ребенок получает карточку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество карточек.
Вариант 2: детям (двое играющих) раздаются большие карточки с изображением традиционной посуды и домашней утвари. Ведущий поочередно берет, предварительно перемешанные и положенные «лицом» вниз, маленькие карточки и читает загадку. Дошкольник, у которого изображен ответ на лото, поднимает руку и называет предмет. Если ответ правильный, то ребенок получает карточку и закрывает поле лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свое поле лото.
Загадки:
Предметы домашнего быта, посуда:
Мебель:
Орудия труда:
Отгадай загадки
Цель: закрепить представления детей о жилище и хозяйственных постройках, мебели, орудиях труда, посуде. Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление.
Материал: загадки, карточки с нарисованными отгадками.
Вариант 1: ведущий загадывает загадки группе детей. Тот из детей, кто знает ответ, поднимает руку и называет предмет. Если ответ правильный, то ребенок получает карточку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество карточек.
Вариант 2: ведущий загадывает загадки группе детей. Дети отгадывают, а полученные карточки классифицируют и раскладывают в четыре стопки: жилище и его элементы, хозяйственные постройки, мебель, орудия труда, посуда.
Жилище, его элементы, хозяйственные постройки:
Мебель:
Посуда:
Орудия труда:
Чей предмет?
Цель: закрепить представления о традиционных предметах быта, орудиях труда, их назначении и использовании. Развивать внимание, быстроту реакции, сообразительность. Игра способствует полоролевому и трудовому воспитанию дошкольников.
Материал: две куклы—мужской и женский образ в национальных костюмах коми, карточки с изображением традиционных предметов быта, орудий труда (например: колыбель, топор, лук и стрелы, горшок, ухват, охотничьи лыжи, прялка и др.)
Ход игры: ведущий показывает карточки, тот из участников, кто первый поднимает руку, называет изображенный предмет, его назначение и кому он принадлежит—женщине или мужчине.
Украсим туесок
Цель: закрепить представления детей о композициях мезенской, пижемской, верхнее-вычегодской росписях, развивать восприятие, мышление.
Материал: три вырезанных из картона туеска, украшенных композицией из элементов мезенской, пижемской, верхнее-вычегодской росписей. Три карточки с орнаментами из элементов мезенской, пижемской, верхнее-вычегодской росписей.
Ход игры: для украшения крышки каждого туеска подобрать орнамент на карточках, соответствующий росписи на туеске.
Усложнение игры: включить в игру большее количество карточек с другими росписями (хохломской, городецкой и др.)
Почини посуду
Цель: закрепить представления детей о традиционной посуде коми, расширить представления о композициях мезенской, пижемской, верхнее-вычегодской росписях, коми орнаменте, развивать восприятие, логическое мышление.
Материал: семь-десять вырезанных из картона шаблонов традиционной посуды (туес, миска, пестерь, чуман, корзина, солонка, горшок и др.), украшенной композицией из элементов мезенской, пижемской, верхнее-вычегодской росписи, коми орнамента. Вся посуда с вырезанной разной формы кусочками, содержащими элементы декора. Также предлагаются все вырезанные фрагменты посуды.
Ход игры: Вся посуда «прохудилась», нужно ее починить, найти соответствующие фрагменты и вставить в пустые места.
Д/и «Разрезные картинки».
Цель: Развивать у детей способность объединять детали по общим признакам в целостное изображение, развивать наблюдательность.
Материал: Элементы интерьера коми избы и полные изображения интерьера, разрезанные на несколько частей.
Д/и «Домино»
Цель: Учить детей путем сравнения, подбора, поиска составлять интерьер коми избы. Развивать логическое мышление.
Материал: Картинки с изображением элементов интерьера коми избы.
Д/и «Лото»
Цель: Научить подбирать элементы интерьера коми избы, сходные по внешнему виду. Уточнить и закрепить их названия. Развивать наблюдательность.
Материал: Большие карты на каждого играющего с изображением различного интерьера коми-избы, маленькие карточки с изображением элементов интерьера коми-избы.
Д/и «Узнай по описанию»
Цель: Развивать умение узнавать по описанию элементы интерьера коми-избы. Развивать наблюдательность.
Материал: Изображения интерьеров коми-избы с различным набором элементов.
Д/и «Найди пару»
Цель: Упражнять детей в подборе двух одинаковых интерьеров коми-избы. Развивать наблюдательность.
Материал: Плоскостные изображения интерьеров коми-избы (каждой карточки по паре).
Д/и «Найди ошибку»
Цель: Учить находить ошибку в расположении деталей интерьера коми-избы. Указывать правильный вариант. Развивать сообразительность.
Материал: Картинки с изображением интерьера коми-избы. На некоторых картинках элементы изображены не правильно.
Д/и «Найди коми-избу»
Цель: Учить путем сопоставления, сравнения находить на картинках те, на которых изображен интерьер коми-избы.
Материал: Картинки с изображением интерьера жилищ различных народов.
Предложенные дидактические игры можно дополнить играми: «Найди пару», «Разрезные картинки», «Узнай по описанию», «Сотки ковер», «Чего не хватает» на материале объектов деревянного зодчества, предметов быта, традиционных северных росписей.
Проблема возрождения традиционной культуры народа коми во многом дискуссионная, а возрождение ее в полном объеме попросту невозможно. Слишком глубоко изменились и деформировались народные традиции, а многие из них вообще исчезли.
Возврат в прошлое невозможен, история—это однонаправленный процесс. В то же время знать свою историю, основы национальной культуры, ее специфику, многовековые достижения человеческой мысли, реализованные в народных знаниях и опыте, говоря образно, знать свои корни, обязан каждый.
Уважение к своему народу базируется на уважении к его истории, к его культурным достижениям. Возрождение народной культуры должно начинаться с глубокого, по возможности, ознакомления с ней. Причем, чем раньше начинается это знакомство, тем более глубоким будет осознание личной причастности к культуре своего народа.