Консультация.Как написать программное содержание в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Что же такое программное содержание?

                 Хочется особо обратить внимание на ошибки, которые чаще всего допускаются при планировании работы над ОД. Многие пишут «ЦЕЛЬ» при планировании образовательной деятельности, вместо «ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ». Это методически неправильно.

                 Обычно цель пишем, например, при планировании темы недели, при разработке проекта, развлечения, праздника и других, протяженных во времени образовательных мероприятий, так как цель невозможно достичь, например, за 10- 15 минут образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

                 «Цель – это то к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить» (Ожегов). Цель – это общий результат.

Цель бывает одна, а задач может быть много. Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (Формирование, расширение, совершенствование)

«Задача – это то, что требует выполнения, разрешения» (Ожегов)

               Задачи должны реализоваться в процессе занятия, и они должны быть конкретные к теме и их не должно быть слишком много.

Задачи мы заменяем фразой «программное содержание» и разделяем их на три группы: обучающие, развивающие, воспитательные (воспитывающие).

  1. обучающие (чему новому воспитатель научит детей);
  2. развивающие (какие познавательные процессы будут развиваться или совершенствоваться)
  3. воспитательные (какие социально-значимые личностные качества будут воспитываться или пополняться знания о них).

 

               Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

 

           Обучение детей в детском саду носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». (Конфуций)

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя. В младших группах дети могут, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.

 

Структура занятия в младшем возрасте

1. Вводная часть. Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» или сказочных сюжетов. Это заинтересовывает и активизирует малышей. (3 – 4 мин)

2. Основная часть занятия. Изучение нового материала или закрепление ранее изученного. Этот этап происходит с использованием дидактической игры и работой с раздаточным материалом. (8 – 10 мин)

3. Подведение итогов. Обязательно нужно похвалить детей за проделанную работу. (2 мин)

В середине занятия следует провести физкультминутку.

 

 

Структура занятия в среднем возрасте.

1. Вводная часть. Занятия начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации, художественное слово (2 - 3 мин.)

2. Основная часть занятия

1) Изучение нового материала (10 - 12 мин).

2) Повторение ранее изученного материала (4 – 6 мин).

3. Подведение итогов. В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). (2 – 3 мин)

После изучения нового материала целесообразно провести физкультминутку.

 

Структура занятия в старшем возрасте.

1 вариант.

1. Вводная часть. Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию (2 - 3 мин)

2. Основная часть занятия

1) Повторение с целью введения детей в новую тему. Группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. (3 – 5 мин.)

2) Рассмотрение нового материала. В старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации. (12 – 15 мин)

3) Повторение усвоенного материала. (5 – 7 мин.)

3. Подведение итогов. В старшей группе дети сами делают выводы: «Чем занимались?», «Что нового узнали?», «Что понравилось?» (3 – 4 мин.)

                   После изучения нового материала следует провести физкультминутку.

 

              Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это, в свою очередь, способствует развитию у них все большего интереса к занятиям.

 

 

ПОМНИТЕ!

Ведущий вид деятельности в детском саду – игра. Во время проведения занятий используйте дидактические, развивающие и подвижные игры.

 

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве