Консультация для педагогов. «Формы работы по экспериментальной деятельности»

Консультация для педагогов.
«Формы работы по экспериментальной деятельности»

 


Цель работы: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности.

Задачи:
1. Обогащение и уточнение представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование.
2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение; способов познания путем сенсорного анализа.
4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
-развитие коммуникативности;
-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
-развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.


Какие формы можно использовать в работе?

-Опыты, исследования;
- Игры-экспериментирования, с разными материалами
- Рассматривание, обследование, наблюдение.
- Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.
- Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.
- Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских энциклопедиях.
- Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, например, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.
- Оформление тематических выставок, например, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.
- Оформление уголка природы.
- Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)
- Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).
- Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры
- Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, например, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.
- Поисково-исследовательские проекты, например, «Красная книга Республики Коми», «Лекарственные растения моего края», «Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего села» и др.

 

Принципы составления опыта:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных
повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.


Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

  • формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  • включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

В группе создаются уголки экспериментирования, оборудование которой используется на занятиях.

Основным оборудованием в уголке являются:

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.


При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.


Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает различные варианты ее решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
 

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями

Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей.

  • Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей можно реализовывать в следующих формах:
  • провести родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме,
  • оформить серии наглядной информации для родителей,
  • индивидуальные и групповые консультации.
  • подбор познавательной литературы: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, Кто такой» (А.Г.Алексин и др.), стихи, пословицы, загадки и т.д.

Тематическая подборка книг должна соответствовать изучаемым объектам, и располагаться в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.
 

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве