Консультация для педагогов.
«Формы работы по экспериментальной деятельности»
Цель работы: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Обогащение и уточнение представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование.
2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение; способов познания путем сенсорного анализа.
4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
-развитие коммуникативности;
-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
-развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Какие формы можно использовать в работе?
-Опыты, исследования;
- Игры-экспериментирования, с разными материалами
- Рассматривание, обследование, наблюдение.
- Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.
- Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.
- Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских энциклопедиях.
- Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, например, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.
- Оформление тематических выставок, например, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.
- Оформление уголка природы.
- Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)
- Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).
- Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры
- Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, например, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.
- Поисково-исследовательские проекты, например, «Красная книга Республики Коми», «Лекарственные растения моего края», «Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего села» и др.
Принципы составления опыта:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных
повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:
В группе создаются уголки экспериментирования, оборудование которой используется на занятиях.
Основным оборудованием в уголке являются:
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями
Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей.
Тематическая подборка книг должна соответствовать изучаемым объектам, и располагаться в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.