Как организовать занятие в ДОУ в соответствии с ФОП ДО.
Занимательное и интересное для детей дело, которое их развивает, – так определяет занятие ФОП ДО. Оно может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, творческих и исследовательских проектов и т. д. Педагог это решает самостоятельно. Занятие не регламентирует образовательный процесс. Главное, чтобы в рамках времени, которое отведено на совместную с детьми деятельность, педагог учитывал их интересы, желания, образовательные потребности. На первый взгляд, все это знакомо, но федеральная образовательная программа мотивирует искать баланс между дидактикой и базовыми дидактическими принципами и строить занятия по- новому.
Так как педагог – часто уже не первичный источник информации для ребенка, необходимо искать способы, как заинтересовать его, вовлечь в совместную деятельность на занятии. Кроме того, федеральная образовательная программа и ФГОС ДО ставят задачу – развивать у детей самостоятельность и поддерживать инициативность. Чтобы решить ее, педагог должен создать необходимые для этого условия. Важное значение здесь имеет развивающая роль самого педагога во время режимных моментов и других ситуаций общения с воспитанниками в детском саду.
Определяйте цель как для себя, так и для детей (мотивацию)
У любого занятия должны быть цели. Например, научить детей чему-то новому, отработать какие-то навыки или закрепить знания. Это педагогическая цель – то, что хочет получить в конце педагог. Важно, чтобы педагог не брал готовую формулировку цели из методических пособий, а мог связать ее с задачами ФГОС ДО, ФОП. Это нужно для того, чтобы понимать, чему именно и как учить воспитанников конкретной возрастной группы.
После того как педагог определился с педагогической целью, он может переходить к работе с детьми. Но тут возникает проблема: зачем детям делать то, что им предлагает педагог? Ведь любая деятельность на занятии, даже детская, не может быть без цели. То есть у воспитанников должен быть внутренний мотив деятельности.
Современный подход к организации занятий предусматривает два субъекта совместной деятельности – это дети и взрослый, у которых должны быть свои цели на занятии. Если сформулировать свою, педагогическую, цель у педагогов обычно не составляет труда, то определить детскую цель – это уже задача со звездочкой. Часто педагоги о ней не задумываются, и это большой минус.
Не надо быть транслятором на занятии
Транслятор – это педагог, который все занятие или рассказ о чем-то строит только на трансляции. Он долго говорит, показывает презентацию. В этом случае воспитанники не участвуют в совместной деятельности. Единственная их деятельность – они слушают то, что им рассказывает педагог.
Педагога-транслятора легко определить по конспекту занятия – в нем только его монолог, нет вопросов к детям. Он не создает условия, чтобы воспитанники подумали, поразмышляли и поговорили. Если мы говорим о современном подходе к занятию, то такого быть не должно.
Есть ситуации, когда педагог должен выступить именно в роли транслятора. Например, когда нужно сообщить детям правила безопасности: как работать с ножницами, спускаться по лестнице, выполнять упражнение. Также это зависит от возраста воспитанников: чем меньше дети, тем больше педагог выступает в роли транслятора. В старших группах, даже когда педагог сообщает детям важную информацию, новые знания, эта роль должна быть минимальной.
Чтобы не транслировать информацию из конспекта, можно упаковать ее разными способами. Например, инициировать беседу. Важное значение при этом имеют вопросы, которые педагог задает воспитанникам. Научиться правильно их формулировать и задавать – большой успех. Вопросы должны быть открытыми, чтобы дети сами все рассказали педагогу.
Другой прием не говорить на занятии самому, а предоставить эту возможность детям, – использовать картинки. В этом случае воспитанники включатся в совместную деятельность, разложат картинки и сами расскажут, что на них.
Часто на занятиях педагоги используют такой прием – создают проблемную ситуацию и предлагают детям что-то поискать: «А давайте мы с вами поищем.». Не всегда это поисковая деятельность, и часто она не имеет никакого смысла. Но педагог должен понимать, для чего он инициирует эту деятельность, к чему подводит детей.
Другой вариант, когда педагог выступает в роли провокатора и создает ситуацию дефицита – не хватает фломастеров, карандашей, листочков, деталей конструктора и пр. Тогда посыл будет совсем другим: «Ребята, давайте поищем, где нам это взять. Поищем выход. Нам не хватает одной детали», «Как мы можем получить воду?», «Из чего нам сделать ракету?». С помощью таких провокаций педагог будет развивать у детей универсальные действия, которые у них западают. Это сложно, но нужно пробовать и учиться.
Давайте детям четкие инструкции
Еще одна ошибка, которую допускают педагоги на занятии, – дают детям нечеткие инструкции. Вроде бы педагог что-то сказал, но никто ничего не понял. При этом он еще и не отрывается от конспекта. В этой ситуации не должно быть вопросов к детям. Все вопросы к педагогу, его роли, уровне подготовленности и как он себя ведет на занятии.
Часто педагоги в помощь себе используют различные спецэффекты. Воспитанникам нужны спецэффекты, нужны четкие инструкции: педагог сказал, и они уже представили, что в саду. Уметь давать детям четкие инструкции – очень важный навык.
Проводите рефлексию
Рефлексия – это умение фиксировать и анализировать собственные мысли и эмоции, поведение и самочувствие, характер. Если педагог не подводит итоги, на занятии нет рефлексивных моментов, то сыпется структура деятельности – нет деятельностного подхода, который лежит в основе ФГОС ДО. Поэтому задача педагога – найти формы подведения итогов, чтобы провести рефлексию на доступном детям уровне с учетом их возраста.
В детском саду могут быть разные формы рефлексии, например: индивидуальный или общий разговор, рисунки, фотографии, видео. Но ситуации бывают разные, и не всегда на занятии педагогу доступны материалы. Поэтому рефлексия может быть отсроченная, когда занятие закончилось, а потом педагог что-то проговаривает с детьми. То есть занятие может быть с открытым концом. Особенно это допустимо для продуктивных видов деятельности, когда дети вовлечены в процесс и их не хочется отрывать. Но некий общий разговор с целью подвести итоги деятельности все равно важен.
Вопросы во время рефлексии педагоги чаще задают старшим дошкольникам. Однако их можно задавать и младшим. Ошибочно думать, что они маленькие и многого не понимают. Плохо, когда педагог задает детям вопрос и сам же на него отвечает, потому что торопится. Так он не дает детям осмыслить вопрос и сформулировать ответ. Поэтому важно не только правильно проводить рефлексию, но и планировать этот этап занятия.