Консультация. "Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях ДОУ"

Консультация. "Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска  в условиях ДОУ"

Цель: формирование комплексной системы социально - психолого-педагогического сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП) в условиях ДОО.

Задачи:

актуализировать имеющиеся у педагогов знания по проблеме сопровождения семей СОП;

выделить этапы и направления сопровождения семьи;

расширить представления педагогов о признаках СОП семьи.

 

Что такое семья?

          Семья это малая группа, основанная, на браке и главной её функцией является обеспечение появления и воспитания потомства. Воспитание детей в семье и забота о них это приоритетное право и главная обязанность родителей, согласно семейному законодательству РФ.

            Семья – это устойчивый коллектив в жизни каждого ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

 

Какие обязанности по отношению к несовершеннолетним должны выполнять родители?

К сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях снижается количество благополучных семей.

     Неблагополучные семьи - в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90 % детей из неблагополучных семей страдают неврозами.

      Психолого - педагогическая работа с детьми, оказавшимися в социально - опасном положении остается на сегодняшний день достаточно актуальной в системе образования, она требует особого внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса.

 

Какие причины порождают семейное неблагополучие?

        В семьях, находящихся в социально - опасном положении утрачивается значительное число семейно - нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально - опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально - опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи .

        Под социально - опасным положением понимается обстановка, при которой:

- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно - гигиенические условия для жизни ребенка и т. д.);

- ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

- наличие аддикций - алкоголизм, наркомания, игромания, и др. ;

- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, либо иным ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

 

      Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка - признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка;

-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

-многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;

-повторные случайные травмы или отравления;

-постоянный голод и (или) жажда;

-кража пищи;

-стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

- требование ласки и внимания;

- подавленное настроение, апатия;

- агрессивность и импульсивность;

- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

- неумение общаться с людьми, дружить;

- регрессивное поведение;

-низкая самооценка.

 

         Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска». Так как не всегда неблагополучие может проявляться столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях - об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику.

К таким семьям относятся:

1. Семья однодетная может сформировать балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей – коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже анти социальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей. В таких семьях тормозиться развитие детей, допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело

5. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка.

6. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы, отклонения в психике, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость с окружающими.

7. Семьи, где родители ориентированы лишь на материальное обеспечение ребенка и себя, родители постоянно заняты приобретением вещей и устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям, не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.

8. Опекунские семьи, проблемы появляются с взрослением детей, чем старше дети, тем больше проблем во взаимопонимании.

9. Семьи с родителями – инвалидами или детьми – инвалидами, проблемы возникают из-за низкого материального обеспечения семьи, невозможности в полной мере социализировать ребенка, несовершенства медицинского обслуживания.

10. Семьи беженцев, когда зачастую нет своего жилья, родители безработные либо имеют низкооплачиваемую работу.

 

Как отследить благополучность и не благополучность семьи?

Чтобы отследить благополучность или не благополучность семей, учебный год для воспитателя и специалистов ДОУ начинается с традиционного знакомства.

При этом выясняются следующие факторы:

- жилищные условия семьи;

- возраст, образование матери и отца ребенка;

- супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.)

- состав семей и структура родственных связей: полные, одно- двухдетные, многодетные, неполные с указанием, кем является воспитанник: старшим, младшим, единственным ребенком в семье и пр. ;

- полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);

- поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.

 

На основе этих данных воспитатели составляют социальный паспорт семьи.

          Наиболее продуктивными методами изучения семьи и ее воспитательного потенциала являются наблюдение, интервьюирование, беседа, анкетирование, тестирование.

             Для того чтобы предотвратить появления семей группы «риска» и оказывать помощь семьям, уже оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходимо проводить первоначально диагностику семейной обстановки.

           Методики, предлагаемые ребенку : тест Люшера, Рисунок семьи, Цветовая социометрия, Детский апперцептивный тест (CAT) Л. Беллак, Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене - Д. Антони, Незавершенные предложения, Человек под дождём.

                Методики, предлагаемые родителям: Анамнестический вопросник, Семейная социограмма, Шкала семейной адаптации и сплоченности, Тест – опросник родительских отношений (А. Л. Варга, В. В. Столин, Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». При использовании диагностических методик необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- психологическая диагностика должна осуществляться только при наличии установленных отношений доверия между специалистом и семьей;

- экспертиза по различным аспектам не должна принимать характер эмоциональной оценки со стороны специалиста, работающего с семьей;

- ознакомление третьих лиц с информацией о психологических особенностях семьи и ребенка, разрешается только с их согласия.

 

С семьями «группы риска» проводится психолого-педагогическое просвещение, наблюдение, анкетирование.

         Выявленные семьи с признаками неблагополучия становятся объектом пристального внимания ответственного по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия, назначенного по приказу руководителем ДОУ.

          На основе этих данных составляется индивидуальный план работы с семьей.

          В него входит работа повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ, рейды в неблагополучную семью по мере необходимости.

Если профилактическая работа с семьей не дает результата. Далее принимается решение об оповещении главного специалиста УО, далее органы опеки и попечительства КДН и ЗП. При необходимости, в экстренных случаях в органы МВД. Запускается механизм межведомственного взаимодействия.

        Составляется межведомственный комплексный план индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. Психолого-педагогическое сопровождение семьи СОП представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения родителей, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств. Такая работа способствует оптимизации психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формированию навыков эффективного социального взаимодействия.

           План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны образовательного учреждения. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

      Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (секции, кружки, в наблюдении и консультациях психолога, психотерапевта, социального педагога, воспитателя.

         Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете.

         Асоциальные и криминальные семьи нуждаются в наблюдении и консультациях психолога о необходимости лечения от зависимостей, в оказании психиатрической и наркологической помощи, в индивидуальной работе психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания.

      Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей педагогами в систему дополнительного образования, в консультации психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консультации невропатолога и психиатра по выявлению отклонений у ребенка.

            Многодетным и малообеспеченным семьям требуются: оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, индивидуальные беседы, консультации психолога.

              Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки).

В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.

Последний этап: реализация индивидуального плана психолого педагогического сопровождения семьи. Важным фактом которого является оказание ей широкого спектра помощи специалистами.

 

Семьи, находящиеся в ТЖС и СОП нуждаются в следующих видах помощи:

психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);

социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);

педагогической (повышение педагогического компетентности родителей, оказание помощи ребенку);

правовой (повышение правовой грамотности родителей);

медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

 

Профилактическая работа - это процесс сложный и продолжительный во времени. Специфическая задача учреждения заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у воспитанников.

В своей работе с неблагополучными семьями воспитатели, специалисты, администрация ДОУ могут использовать различные приемы: убеждение; моральная поддержка; вовлечение в интересную деятельность и др. и широкий перечень возможных форм и методов: беседы; консультации; собеседования с родителями; наблюдение за семьями; приглашение и привлечение к участию родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ – выставки, собрания, акции; лекции; семинары; тематические родительские собрания; подбирать и выдавать родителям литературу из библиотеки ДОУ по воспитанию детей и др.

 

Неблагополучные семьи – это наша общая беда. Важно помнить, что семейное благополучие – явление относительное и может носить временный характер. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОО.

 

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве