Маркеры жестокого обращения с детьми

Выявление одного или более из этих признаков должно становиться поводом к оценке ситуации и расследованию, чтобы исключить или подтвердить жестокое обращение в отношении ребенка. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье.

ВНЕШНИЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ) МАРКЕРЫ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МАРКЕРЫ

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ПРИ ФИЗИЧЕСКОМ НАСИЛИИ

▪ противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей и желание внести ясность в происшедшее;

▪ обвинение в травмах самого ребенка; ▪ позднее обращение или необращение за медицинской помощью, или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

▪ невнимание, отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

▪ отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; ▪ немотивированная агрессия;

▪ больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка;

▪ неадекватность реакции на тяжесть повреждений, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

▪ рассказы о том, как их наказывали в детстве;

▪ признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.)

▪ нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

▪ оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

▪ постоянное сверхкритичное отношение к нему;

▪ негативная характеристика ребенка;

▪ отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

▪ перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых;

▪ открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

 

Меры по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми и подростками 

1. Прежде всего, важно оценить собственное отношение к данной проблеме. Взрослый, у которого есть собственные проблемы, связанные с жестоким обращением в семье, может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком, он с трудом вызовет его доверие и в итоге вряд ли сможет ему помочь.

2. Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает произошедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Если специалист хочет достигнуть поставленной цели, он должен принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия, которые использует сам ребенок. При беседе с ребенком нельзя давать две противоречивые инструкции одновременно: говори обо всем, что случилось; не говори неприличных слов.

3. Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия. Однако во время беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем случае не оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так». ЗАБОТА И ПОМОЩЬ ДЕТЯМ Меры по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми и подростками ЗАБОТА И ПОМОШЬ ДЕТЯМ

4. Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения.

5. Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой насилия, должен быть готов затратить на это столько времени, сколько потребуется, иногда это может происходить в течение нескольких часов.

6. Ребенок, как правило, ничего не сообщит о насилии, если беседа с ним будет проходить там, где насилие было совершено. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительной работы, приятным и комфортным для ребенка.

7. Речь взрослого, тон его голоса должен быть легким и деловым. Не следует навязывать ребенку усиленный и непрерывный контакт глазами — это может его напугать. Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком. ЗАБОТА И ПОМОЩЬ ДЕТЯМ Меры по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми и подростками ЗАБОТА И ПОМОШЬ ДЕТЯМ

8. Необходимо избегать прикосновений и таких форм телесного контакта, как поглаживание руки, трепание по волосам, прижимание к себе, которые дают хороший эффект при установлении контакта в обследованиях и беседах по другим поводам. В случае совершение сексуального насилия — это может напугать ребенка.

9. Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы.

10.Нельзя давать обещаний и говорить ребенку: «Все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и, возможно, судебное разбирательство, вряд ли будут приятны ребенку. 

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве